Ох уж эти древние греки! 
        Ох уж эти древние греки! Мало того , что
        практически все литературные жанры придумали,
        они еще и по всем мыслимым сюжетам прошлись.  
            Вы что предпочитаете? Убийство по
        неосторожности? Пожалуйста, есть история о том,
        как Эдип нечаянно на дороге собственного папочку
        пристукнул!  
            Дамская ревность? Ну, тут уж Гера со
        своим Зевсом кому хочешь сто очков вперед даст!  
            Чудесное спасение? А вот когда Данаю с
        новорожденным Персеем засунули в деревянный
        ящик и пустили по морю . Короче, все пересказано в
        "Сказке о царе Салтане".  
            Естественно, делались попытки
        произвести переучет и на сюжетной ниве. Очень
        удачно это получилось, скажем, у Жана Польти. Он
        назвал 36 основных драматических положений,
        которые со времен Гомера заставляют трепетать
        души читателей, зрителей и слушателей. В их числе
        "Внезапное несчастье", "Отважная
        попытка", "Л юбовь к врагу", "Судебная
        ошибка" и пр.  
            Разговор о сюжетах не случаен
        : последние исследования западных специалистов
        показали, что наиболее эффективна именно
        сюжетная реклама.  
            Она очень образна, эмоционально
        насыщена и при умелом исполнении заставляет
        публику дослушать все до конца. Однако
        классификация Жана Польти в нашем рекламном
        случае, мягко говоря, излишне всеобъемлюща. И в
        самом деле, трудно представить себе товарную
        рекламу на радио с использованием сюжетов типа
        "Невольное кровосмешение" или "Месть
        близкому за близкого". 
        Привет, ты куда? 
            Вместе с тем не следует впадать в
        аскетизм, считая, что все радиорекламные ходы
        сводятся к принципу "Привет, ты куда?". С
        Леонидом Артеменко ("Эльдорадио"),
        выдвинувшим такое смелое заявление, можно не
        согласиться хотя бы потому, что группа "МF
        креатив", в которую он входит, успешно
        использовала и другие приемы.  
            И все же сюжетное направление
        "Привет, ты куда?" сегодня и в самом деле
        можно считать одним из самых распространенных в
        эфире. Его можно встретить на любой радиостанции.
        Все закономерно: когда нет времени долго искать
        свежую идею, а заказчик принес три страницы
        убористого текста, которые необходимо
        произнести за 30 секунд, проще всего использовать
        диалог двух персонажей. Один быстренько задает
        примитивный вопрос типа: "А что это у
        тебя?"," А ты куда и откуд а?", "А что
        случилось?" и пр., а другой начинает долго и
        подробно объяснять, что это у него, откуда он и
        куда, а также произносит на память все адреса и
        номера телефонов. В диалогах подобного типа мы
        можем встретить сюжеты "Спасение" (у нужных
        итальянских гостей семь пятниц на неделе, а с
        зарубежными гостиницами всегда так сложно, но
        секретаршу Камиллочку спасет визитка бюро
        путешествий "Ост-Вест"), "Отважная попытка
        "(жена хочет хорошую стиральную машину; муж
        тоже хочет машину, только на колесах. Таким
        образом супруги ввязываются в лотерею, причем
        даже на что-то надеются), "Достижение"
        ("Ура! Ты подарила мне машину! Точнее, купон, с
        помощью к оторого я выиграл машину!").
        "Соперничество" (дама, незнакомая с
        рекламируемым магазином косметики, злобно
        спрашивает у подруги, которая в нем регулярно
        отоваривается: "Ну почему ты всегда так
        классно выглядишь" ?), "Неосновательная
        ревность" (муж, взяв деньги, собирается на
        выставку, чтобы купить товар со скидкой; а жена
        убеждена, что ее супруг собралс я поразвлечься с
        любовницей), "Карлик бьет гиганта"
        ("Катюха, что бы ло!" - героиня сюжета в платье
        Second Hand произвела фурор на зависть франтихе из
        бутика).  
            Такое развитие событий вполне
        допустимо, однако в подобных роликах очень
        грустно слышать голоса с фальшивыми интонациями:
        уж если нет возможности искать
        умопомрачительный зачин, то всегда можно найти
        нормальных актеров.  
        "Приходи, сказка!" 
            Чуть менее популярен способ
        "Приходи, сказка!". Принцип построения таких
        роликов прост, как стакан семечек: чуть нараспев
        произносится текст, описывающий ту или иную
        невероятную (или почти невероятную) ситуацию.  
            Степень невероятности определяется
        полетом авторской фантазии. В одних случаях
        воспеваются три девицы , собравшиеся не под
        окном, а за столом, уставленным крепкими
        алкогольным и напитками; в других три моряка,
        комментирующие странное поведение рыбы: правда,
        они почему-то видят не косяк и не стаю, а СТАДО
        лососей; случается, что рассказ ведут овощи,
        инопланетяне, собачки и мясопродукты.  
            Конечно, сильно закрученной интриги вы
        тут не встретите, однако сказочная манера
        позволяет использовать такие ходы, как
        "Мольба" (Машина ты м оя дорогая европейской
        сборки! Часть ты моя ходовая, на кого ж ты меня
        поки нула?), "Загадка" (отгадайте, куда плывет
        стадо лосося, если моряки радовались за
        оптовиков?), "Вновь найденный" (любимое
        существо вернулось в дом благодаря шоколадке).  
            И все бы хорошо, да только время от
        времени создатели вкладывают в уста своих
        полусказочных персонажей выражения типа: "О,
        глядь!" Я глубоко уважаю стремление авторов
        сохранить стилистику народной речи, однако в
        эфире возможны помехи и как следствие нечеткое
        звучание отдельных букв.  
        Загадка первой строчки 
            Кстати, если взять производную по
        времени от сюжета "Загадка", то получится
        прием под кодовым названием "Загадка первой
        строчки". Он лежит в основе громадного числа
        роликов типа: "Бац! (Звук падающего тела) Что
        это было? Цены упали!" или в эфире вдруг
        раздается голос с богатыми местечковыми
        модуляциями: "Слушай, ты можешь позволить себе
        скидку в тридцать процентов? Нет? И я нет! А они
        могут!", после чего идет чисто информационный
        текст. Загадка первой строчки весьма экономичный
        и эффективный ход.  
        Имитация процесса (репортажная реклама)
        Достаточно часто встречается и такое
        направление, как "Имитация процесса". Мы
        получаем возможность насладиться дивными
        звуками детского утренника (Здравствуй, дедушка
        Мороз, ватная антенна; Ты из Дельта-Телеком? Да,
        дети, непременно!); нам удается "подслушать"
        процедуру съемок ("Дом-Лаверна", сантехника,
        дубль два!) или процесс дрессировки попугая,
        который вместо названия фирмы упорно произносит
        номер ее телефона, а вместо "Попка-дурак"
        твердит название фирмы.  
        Ролики такого типа строятся как репортаж, и
        сюжеты их всегда подразумевают какую-то
        развязку: или все хорошо, и съемки эпизода про
        "Дом-Лаверну" удались с трех дублей, или все
        плохо, и кретин-попугай не захотел повторять то, о
        чем его просили: Кстати, именно в такой
        "репортажной" рекламе чаще всего
        встречается сюжет "Безумие". То мы принимаем
        участие в экскурсии по палате душевнобольных,
        куда по ошибке поместили шеф-повара ресторана
        "Аустерия" в камзоле петровских времен; то
        звучит горячечный бред менеджера, взбесившегося
        от жары в офисе без кондиционера. Честно говоря, к
        числу персонажей, нуждающихся в постоянной
        психиатрической помощи, очень хочется отнести
        Клавочек и Вавочек, истерически восторгающихся
        десятипроцентными скидками "на кожу и
        дубленки". Встречаются и сексуальные маньяки,
        готовые неделями подсматривать в окна соседки -
        бедняжку спасают только рекламируемые шторы!
        Впрочем, желающие могут отнести сюжет
        вышеупомянутого ролика к категории "Любовь,
        встречающая препятствия". 
        Пародия и стилизация
        Существует и еще один любимый прием
        рекламистов: пародия. Она обычно несерьезна, ее
        сюжет и персонажи известны всем заранее, и вот
        почти Глеб диктует почти Шарапову: "Фирма
        "Фабулак", она же - "Фабулюкс", она же -
        "Фабулин"; мы внимаем пылкому диалогу двух
        сицилианцев, у которых заблокировали неразумно
        припаркованный автомобиль, или ждем, чем
        закончится беседа чукчи с итальянцем о
        холодильниках "Аристон".  
        У пародии есть родная сестра по имени
        "стилизация". Как правило, стилизации
        выполнены в более строгой манере и претендуют на
        респектабельность и романтическую
        приподнятость. Звучит это примерно так: "И
        тогда он возложил на обширнейший блин по ложке
        черной и красной икры: и глубоко задумался. После
        раздумий заполнил оставшиеся места густой
        сметаною:" (рекламируется блинный ресторан).
        Весьма аппетитно! Правда, почему-то вспоминается,
        что великий русский баснописец И. А. Крылов
        помер, объевшись блинами на масленицу: А вот
        текст в духе Лопе де Вега: "Попробуйте Испанию
        на вкус: Вкус спелых фруктов? Вкус вина? Нет, моря;
        и поцелуя в томный час сиесты:" Нетрудно
        догадаться, что ролик записан по заказу турфирмы.
        Сюжет присутствует и в стилизациях; правда, чаще
        всего на ассоциативном уровне. 
        Строго говоря, к пародиям можно отнести и
        перепевки типа: "Дельта, тебе не хочется
        покоя:" Однако многие воспринимают их
        скептически: уж очень это попахивает плохим
        КВНом! 
        Татьяна Боровикова, возглавляющая "Студию
        Production" радио "Модерн", отметила, что их
        коллектив уже давно не делает перепевок для
        Санкт-Петербурга. "Игровые ролики дают больше
        возможностей и авторам, и заказчику. Регионы до
        сих пор продолжают заказывать нам достаточно
        много перепевок, однако и там уже наметилась
        тенденция к сюжетной рекламе", - сказала
        Татьяна. 
        Евгений Истомин ("МF креатив") считает, что
        стилизации иной раз могут содержать элементы
        черного юмора, и в качестве примера привел ролик
        под условным названием "Рассказ покойника":
        печальный призрак шепчет о том, как он попал в
        автокатастрофу, сэкономив на профилактическом
        ремонте своей машины. Чем не сюжет "Жертва
        кого-нибудь"? К слову сказать, создатели
        ролика, посвященного "Шевроле Blazer", явно не
        собирались использовать в своем творчестве
        загробные мотивы, однако прямо-таки мороз
        подирает по коже, когда слышишь, как глубокий
        мужской голос с невыразимой скорбью говорит о
        пассажирах рекламируемого автомобиля: "Они
        так и не проснулись..." 
        Впрочем, не проснулись - и ладно! Главное, чтобы не
        заснули радиослушатели, а значит - да здравствуют
        сюжеты!  
           |