– Как нужно делать рекламу?
– Как в бесплатных газетах «Экстра-Балт» и «Центр-Плюс».
Их приемы верстки, разнообразие шрифтов – новая эстетика, которую пока мало
кто понимает. Я пока лишь пытаюсь к этому приблизиться.
– Но ведь большей частью эта реклама сделана неграмотно!
– На самом деле нет таких понятий: грамотно, неграмотно. Просто что-то общепринято,
а что-то нет. Просто это новая, совершенно непривычная красота. Ее, конечно
же, стараются дезавуировать профессионалы, потому что боятся потерять свои позиции
на рынке.
– Но вот на Западе рекламные разделы, так называемые Classifieds, выглядят
серьезно…
– В деловой прессе реклама тускла и скучна. Потому что у данной аудитории
иной уровень восприятия. Важен размер скидок, а не эстетика. В связи с этим
я хотел бы отметить последний сайт фирмы, выпускающей одежду под маркой Diesel
(www.diesel.com). Он выполнен в эстетике желтой газеты, где посетители наблюдают
за жизнью некоей кантри-звезды Джоанны. Правда, там тоже все малость прилизано.
– Мировые фестивали рекламы оценивают как идею, так и ее воплощение. То
есть профессионализм исполнения, «качество картинки». Какие здесь,
по-вашему, существуют критерии?
– Любые критерии придумываются профессионалами для защиты своих позиций и
оправдания своего существования. Рекламные дизайнеры – такая же каста, как и
все остальные профи. Все играющие не по правилам должны быть наказаны.
– А какие правила стоит разрушить?
– Не надо ничего разрушать. Реклама – это не искусство. Это совершенно ясно.
Реклама – это бизнес. Надо профессионально работать. Когда работа продается,
это и есть критерий качества.
– Ну а, например, вас не раздражает огромное количество повторений в рекламных
кампаниях?
– Это вполне объяснимо. Это дрессировка людей. Чтобы они ни в коем случае
не решали сами, что покупать. Мне это неприятно, но я тоже так делаю.
– Знаете, ваши высказывания напоминают провокации панк-групп, которые
сначала якобы воевали с истеблишментом, а потом это противостояние неплохо продавали
своим поклонникам.
– Скорее всего, так и есть. Я старательно тиражирую свою позицию. Некоторые
это понимают. Безусловно, у меня есть личные предпочтения: например, реклама
«Аэрогриля». У них шрифтов шесть использовано в одном модуле. Мне
нравится – люди старались. Это как чеканка, как самодельная мебель, какая-нибудь
полка, украшенная резьбой. Это живое, за этим – будущее.
– Расскажите на примере конкретной работы, как вам была поставлена задача
и как вы ее решили?
– Вот «ожившие телефоны». В свое время я сделал рисунки для рубрик
журнала «812», в котором я работал. Их увидели в GSM и попросили
сделать серию наклеек в том же духе. Которые как-то обыгрывали бы их логотип.
Через три дня я принес 28 эскизов, каждый – со своим слоганом. (Потом этих фигурок
осталось 11.) Далее заказчик решил разрекламировать услугу «Мобильный
Интернет». Я разработал серию рисунков, но мне сказали – этого не надо,
лучше изобразите телефончики с ноутбуками. Я так и сделал.
– То есть заказчик формулировал задачу, а вы ее исполняли.
– В этом случае – да. Я не задумывался, что хочу сказать этой серией. Картинка
в рекламе привлекает не только сюжетом, но прежде всего манерой исполнения.
В той же рекламе «Мобильного Интернета» смысла ноль, но она работает.
Манера исполнения включает в себя не только определенную стилистику, но и
эмоцию. Вот, например, сидит добрый телефон, который раньше ел много денежек,
а теперь его обидели, стали мало кормить, но ничего не поделать – он ведь служит
людям.
– А мультики не пытались делать на эту тему?
– Я видел мультики по этим рисункам, сделанные для GSM. Кто делал, не знаю.
Мне они показались не слишком удачными.
– Что вам не нравится рекламировать?
– Самое отвратительное – это социальная реклама. Она отвратительна своим
примитивным трагизмом.
Нужно вызывать смех. Мне всегда хочется рассказать в рекламе какую-то историю.
Хотя бы парой картинок. Фактически все мои работы – для детей. (Мне все говорят,
что они злые, но это не так.) А рекламу, рассчитанную на людей со взрослым сознанием,
вообще делать не имеет смысла. Потому что «взрослые» не обращают
внимания на рекламу.
Беседовал Андрей НАДЕИН
|