epica
Рекламные идеи Российский журнал о творческом брэндинге YES!

На сайте 
Подписка
Архив журнала
Архив рубрик сайта
Эксперт клуб
Своя реклама
О журнале / Контакт
Есть вопрос!
Интересные ссылки
English
Поиск статей 

и или
На сайте выложено
1813 статьи Rambler's Top100





Rambler's Top100

Умейте слоган защищать.

Владимир Сергеев

Cлоган, как всякий результат творческой деятельности, обладающий новизной и оригинальностью, подпадает под категорию объектов авторского права. С другой стороны, слоган может выполнять функцию товарного знака. Для того чтобы защитить слоган, надо избрать либо один из названных правовых институтов, либо сразу оба, если наш объект соответствует требованиям этих институтов. Рассмотрим преимущества и недостатки этих способов защиты.

Слоган как объект авторского права
В большинстве случаев слоган следует рассматривать как объект авторского права («произведение литературы и искусства», «литературное произведение»). Согласно ст. 9 Закона РФ «Об авторском праве…» авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения, — действие этого права начинается с самого момента создания слогана.
Однако автор слогана или обладатель прав на этот слоган для оповещения о своих правах может прибегнуть к использованию специальной маркировки – знака охраны авторского права (© или сopyright). Этот знак дополняется указанием имени или названия фирмы — обладателя авторских прав и года первого опубликования произведения. Например: «Патентуй — и ты победишь!», © В.М. Сергеев, 1998.

Слоган как товарный знак
Процедура регистрации слогана в качестве товарного знака мало чем отличается от регистрации словесных товарных знаков, к категории которых относятся и слоганы. Однако и в этой стандартной процедуре, регламентированной в нормативных актах, есть свои тонкости.
Слоганы, состоящие из относительно большого числа слов (например, 4—6 слов), поставленные в одну строку, теряют свою знаковость. Это обстоятельство, по определению ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках…», не позволяет зарегистрировать слоган как товарный знак. В таких случаях прибегают к написанию слогана в 2, 3 или 4 строки, например (слоган составов для поглощения пыли):
Без
дворников —
в проливной
дождь
Разумеется, владелец такого зарегистрированного слогана вправе использовать его и в иной форме, например, в виде однострочного написания. Третьи лица обязаны воздерживаться от использования не только тождественного слогана, но и «сходного до степени смешения». Об этом приходится говорить потому, что практика регистрации знаков и использования (санкционированного или несанкционированного) зарегистрированных слоганов имеет свои нюансы.
В числе других приемов защиты: оригинальная верстка строки (например, по криволинейной поверхности), оригинальное шрифтовое исполнение, включение в состав слогана рисунков. Подобного рода приемы повышают индивидуализирующую функцию слогана и его охрано-способность как товарного знака.
К слоганам, как и к любому виду знака, предъявляется требование новизны. И если в процессе проверки найдется слоган, сходный до степени смешения, то в регистрации может быть отказано. Сравним два выражения: «Красота — это страшная сила» и «Красота — это внешняя сторона истины». Не исключено, что частичное совпадение начальных частей слоганов может стать причиной отказа в регистрации или потребует дополнительных обоснований со стороны «младшего» владельца слогана.
Оценка сходства слоганов идет по совокупности трех мотивов знака: зрительного (визуального), смыслового (семантического) и звукового (фонетического). Обычно если по двум мотивам сходство преобладает над различием, то говорят о «сходстве до степени смешения». Имеются и более детальные критерии для оценки сходства словесных знаков: количество слогов, совпадение корневой части слова или начальной и конечной части слова, ударение в слове, совпадение ряда согласных и гласных букв и т.д.
Опыт регистрации товарных знаков показывает, что не бывает безвыходных ситуаций, даже если заявитель получит из Роспатента предварительное решение об отказе в регистрации. Всегда можно найти контраргументы в пользу того, что заявленное обозначение не сходно до степени смешения с другим обозначением. И в этом призваны помочь патентные поверенные.
Наиболее сложная часть подготовки слогана к регистрации – это выбор и составление перечня товаров и услуг, для которых он будет использоваться. В простейшем случае регистрация ведется только для одной позиции (названия одного класса): например, «Косметика» или «Кондитерские изделия». В более сложных ситуациях слоган регистрируют для группы однородных товаров и услуг по нескольким классам, в том числе, как правило, указывая позицию «Реклама». Если ставится задача максимально полной защиты слогана, то он регистрируется практически по всем возможным видам товаров и услуг. Именно такой широкий выбор защиты был сделан, например, для слогана «Просто добавь воды…» или «Хорошего настроения» (В. Довгань).

Безусловно, процедура обеспечения правовой охраны слогана как товарного знака более длительная и дорогостоящая, по сравнению с охраной слогана как объекта авторского права. Однако она дает более надежные результаты и ценится много выше, поскольку обладатель слогана получает государственный охранный документ – свидетельство на товарный знак.


Рекламные Идеи
All rights reserved. Перепечатка материалов сервера без письменного согласия редакции запрещена.
Development and Support by Segmenta media