epica
Рекламные идеи Российский журнал о творческом брэндинге YES!

На сайте 
Подписка
Архив журнала
Архив рубрик сайта
Эксперт клуб
Своя реклама
О журнале / Контакт
Есть вопрос!
Интересные ссылки
English
Поиск статей 

и или
На сайте выложено
1813 статьи Rambler's Top100





Rambler's Top100

"Непредсказуемость - главная особенность видеорекламы"

TzwSVsOw TzwSVsOw

Как, вы не знаете Славу Бубнова? Это же тот самый Бубнов, который всегда норовит опоздать на самолет или пароход! У него еще потрясающая улыбка, масса призов со всяческих рекламых фестивалей и ярко выраженный режиссерский талант. Ведь это он снял знаменитый ролик про господина, который, чтобы не задавить уток, тормозил ногами в ботинках об асфальт; и “Twix” про электрика: “Ё-мое, что ж я наделал?”; и “Twix” про загорелую тетеньку: “Здрас-сьте…”

А если бы вы знали, как он разбирается в мировом кинематографе! Слушая его рассказы о великих фильмах и смелых режиссерах, еще раз убеждаешься в том, что эрудиция — работе не помеха…  

Untitled Document

— Вячеслав, что же нужно для того, чтобы сделать хороший ролик?
— Принято считать, что для этого нужно только одно — хорошая идея. Спору нет, иногда этого достаточно. Приведу пример: на одном из международных фестивалей был показан гениальный по простоте ролик “Фотоаппарат”. Крупно показан дешевый фотоаппарат —“мыльница”; рука нажимает на кнопочку — вспышка есть, еще раз нажимает — вспышки нет. Новая попытка — нет вспышки! Руки раскрывают фотоаппарат, вынимают батарейки; фотоаппарат выбрасывается, а батарейки заправляются в новую камеру. Нажимаем на кнопочку — вспышка есть. Блестящая реклама батареек! Бюджет нулевой, эффект громадный.
Или реклама клея, “схватывающего” материалы за 7 секунд: циферблат часов; секундная стрелка — “на старте”. На нее наносится капелька клея; стрелка сначала движется как положено, потом чуть замедляет ход и на седьмой секунде останавливается: приклеилась!
Но такое возможно далеко не всегда; и потому сегодня мы видим, как развивается другое направление: очень дорогие, очень зрелищные ролики, наподобие знаменитой “Стены” или того, где показан футбольный матч в Колизее с инопланетянами. А чтобы сделать работу такого уровня, нужны средства. Вот тут-то и начинаются чудеса. Можно, конечно, снимать на “видео”; можно поставить свет и скомандовать: “А ну-ка, все в кадр, кроме оператора!”, и самому тоже кого-нибудь изобразить из экономии, но… Не хочется сдавать позиции!

— В чем, на твой взгляд, главная особенность видеорекламы?
— В непредсказуемости. Скажем, при создании печатной рекламы можно отследить все основные этапы ее изготовления. А вот с видеопродукцией происходит легкая мистика! Да, есть сценарий; утверждены актеры; все уже обсуждено тысячу раз. И вдруг на площадке рождается какая-то непостижимая атмосфера, возникают загадочные светотени, люди начинают странным образом “слепляться” друг с другом и меняться ради друг друга… Поэтому иногда удается неяркую идею за счет постановки подать так, что она будет выглядеть богато. Но все мы — люди суеверные, ведь съемки — это еще только начало; пленочку-то проявить надо! А может быть, там такое… Вот поэтому и родилась послесъемочная поговорка: ”Вскрытие покажет!”

— Что такое хорошая идея — понятно; а что такое “хороший копирайтер”?
— Сейчас больших бюджетов в российской рекламе нет. Поэтому профессионалы должны быть “заточены“ на создание ярких и емких идей. Но хорошие копирайтеры — редкость. Все больше теоретики попадаются. А копирайтер обязательно должен представлять себе, как его замысел будет выглядеть на экране. Мне иногда такие сценарии приносят — прямо страшно, а люди машут руками и говорят: ”Давай попробуем, а вдруг выйдет!”
Чем больше своих творений копирайтер видел в эфире, тем он правильнее работает и точнее представляет себе конечную версию. Кроме того, хороший копирайтер всегда представляет себе механизм воздействия рекламы на аудиторию (а не только на фестивальное жюри). Реклама должна продавать!

— А что еще должна делать — или не делать — реклама?
— Реклама не должна раздражать. Она и так врывается к нам без спросу посередине передачи, а если при этом на нее еще и смотреть тошно…
Поэтому я бы выделил три основных категории рекламы.
Первая — это реклама, к которой привыкаешь и которая не раздражает. К этой группе относится около 80% тех роликов, которые идут в эфире, они нормальны, они без изысков и действуют на нас главным образом за счет своего присутствия на экранах. Это всевозможные “коты Борисы”, детишки на фоне быстрорастворимой каши и пр. Такая реклама одинаково действует и на представителей целевой группы, и на всех остальных.
Вторая категория — это откровенно “царапающая” реклама. Что-то в ней нестерпимо раздражает, причем что именно — не всегда удается понять с первого раза. То ли актриса противная, то ли текст мерзкий, то ли ситуация фальшивая… ”Шок — это по-нашему” — плохо, и все тут! Такая реклама действует на подсознание со знаком “минус”, и хуже всего то, что я отождествляю продукт и рекламу. Мне не нравится реклама — я не куплю товар!
Иногда раздражение возникает в силу слишком большой повторяемости одного и того же ролика — потому-то и нужна серийная реклама; а иногда неправильно оцениваются вкусы аудитории. В качестве примера приведу случай с роликом про шоколад “Dave”, который был у нас в прокате несколько лет назад. Заказчик рассудил, что братья-славяне везде одинаковы, и решил запустить одну и ту же рекламу в Чехии, в Польше и в России. Сюжет был прост и нейтрален: мечтательная красавица глядит в окно, потом раскрывает ящик стола, достает шоколадку и томно ее поедает. Возможно, в Чехии и в Польше ни у кого плохих ассоциаций не возникло, а вот наша русская аудитория однозначно зачислила эту даму в валютные проститутки! Соответственно, пострадала и репутация шоколада. А вспомните безумный ролик про “Марс”: мамаша делит шоколадный батончик на четыре части, и члены семьи бьются в экстазе оттого, что всем хватило и даже остался еще один маленький кусочек! Ну просто блокадный Ленинград, прошу прощения за сравнение… И ведь эта идея пришла кому-то в голову за рубежом; нелепая ситуация, когда иностранцы решают, какая именно реклама будет работать в России…
Но хватит о грустном. К третьей категории я бы отнес рекламу, которую приятно смотреть всегда. Например, ролики про банк “Империал”. С ними даже вышел курьезный случай: как-то раз банк “Империал” выкупил 10 минут своего рекламного времени и прокрутил все свои ролики подряд, причем этот показ анонсировался. И люди смотрели рекламу с тем же интересом, с которым смотрят художественный фильм.

— А как складываются твои взаимоотношения с заказчиками?
— По-всякому. Убеждаю, объясняю, мучаюсь. С теми же роликами про “Twix” была длинная история: сценарии мы получили в готовом виде из DMB&B. И все бы хорошо, да не было в них финала! Я чувствовал, что нужен еще какой-нибудь штрих в конце — как последний аккорд в песне. И вот прямо на площадке родилась эта фраза: “Ё-мое, что ж я наделал!”
Англоговорящий господин, принимавший ролик, попросил ему перевести это выражение. Ему перевели. Он спросил: ”А почему все смеются?”
Потом мы сняли ролик с дамой, которая перезагорала. По первоначальному замыслу следовало ограничиться только показом почерневшей собачки, но мы снова пошли дальше. Англоговорящий господин опять попросил перевести последнюю фразу. Ему перевели: ”Hello!” Он сказал: ”А что тут смешного?” Ролики мы с грехом пополам сдали, но они ГОД не появлялись в эфире. Заказчик боялся.

— А долго ли вы озвучивали это знаменитое “Здрас-сьте?”
— Это был живой звук со съемок. Я всегда стараюсь работать с живым звуком!

— Часто ли тебе приходится идти на компромисс?
— Вообще-то я стараюсь туда не ходить. Скажем, я никогда не стану рекламировать сигареты: и сам не курю, и не люблю, когда это другие делают. Принципиально не занимаюсь политической рекламой: слишком серьезная ответственность перед людьми. Если говорить о текущих заказах, то, конечно, иногда соглашаюсь что-то переделать; но в какой-то момент чувствую, что уже пережил эту работу и она стала неинтересна. Значит, дальше переделки будут только во вред. Иногда заказчик уговаривает: “Ну сделай так, не все ли тебе равно!” Но потом, когда ролик не примут, виноват будет режиссер; да если и примут — мне же под ним подписываться! Компромиссы возможны, но они часто приводят к ухудшению результата. Поэтому нужно работать с умными клиентами.

— Слава, расскажи про идеального клиента!
— Умный клиент сознает, что он гений только в производстве колбасы, а в рекламе ничего не смыслит. Он рассматривает задачу с принципиальных позиций, но не влезает в технологию и не самовыражается за мой счет. Клиент должен понимать, что реклама — это тоже бизнес, и этот бизнес требует уважения.
Сейчас число заказчиков уменьшилось, а их тяга к самовыражению увеличилась. Но, несмотря ни на что, надо стараться работать только с теми, кто тебе доверяет. Ведь доверие заказчика — одно из важнейших условий успеха…

Беседовала Маргарита Васильева


Рекламные Идеи
All rights reserved. Перепечатка материалов сервера без письменного согласия редакции запрещена.
Development and Support by Segmenta media