Все "по барабану"
TzwSVsOw TzwSVsOw
И в этом маленьком Порт-а-Роже уже пять лет подряд проходит большой-большой международный фестиваль рекламы “Золотой барабан”. Городок, кстати, неплохой: в ресторанчиках готовят вкуснейших “каламаров на жару”, розы благоухают, а причалы кажутся совсем белыми на фоне синей-синей воды. Совсем рядом — в трех километрах — старинный итальянский городишко Пирано, эдакая микроскопическая Венеция: игрушечная бухточка, игрушечная башенка, домики с ажурными балкончиками и пронзительный запах моря. Кстати, до настоящей Венеции оттуда, как от Питера до Петергофа, 30 минут на”Ракете”. Одно слово — Адриатика… Всем участникам фестиваля выдают в подарок футболки, зонтики и рюкзачки, наполненные всевозможными справочными материалами. А теперь представьте себе, как выглядит крошечный город, по которому одновременно бродит тысяча триста человек в одинаковых футболках, с одинаковыми рюкзачками и под одинаковыми зонтиками! В первые “барабанные“ дни шел упорный теплый дождь, и казалось, что в Порт-а-Рож на каникулы приехал большой интернат. Конечно, Порт-а-Рож — это не Канны: состав участников менее представительный, да и обстановка не слишком пафосная; зато наблюдается торжество демократизма. Эндрю Роллинз из “Эпики” и Слава Пипенко из Донецка втискиваются в один и тот же мокрый автобус, а знаменитый рекламный журналист Боб Гарфильд шепотом обращается к автору этих строк с вопросом из серии: ”Слушай, тут где-то вино бесплатно наливают; ты не знаешь, где именно?” Все это располагает к откровенности, способствует налаживанию контактов и пробуждает здоровое честолюбие. В конце концов, только на подобных фестивалях начинаешь осознавать, что рекламисты — в некотором роде особая каста: это люди, которые могут управлять желаниями и пристрастиями миллионов! Вот эти самые бездельники, которые с белыми зонтиками слоняются по побережью, способны заморочить голову самым что ни на есть здравомыслящим гражданам; и те начнут исправно покупать какой-нибудь конкретный шоколад, послушно страховать свое имущество в определенной фирме или побегут менять масло в своей машине на “самое лучшее”. И хорошо, что на “Золотом барабане” не принято устраивать отдельные приемы для жюри или прессы. Там уж если собираются, так все сразу. Причем происходит это каждый вечер. В первый вечер такое собрание, естественно, было посвящено открытию фестиваля. Происходило это в Пирано, в старинном театре, где в зрительном зале на уровне ярусов были натянуты веревки с будто бы развешенным бельем; а ниже, на уровне глаз, на других веревках висели конкурсные работы в жанре “печатная реклама”. Все это выглядело смешно и весьма “концептуально”, ведь что панталоны на просушке, что рекламный плакат — обывателю все равно! Среди выставленных работ были и российские; однако на общем фоне они выглядели не слишком выразительно. Справедливости ради следует сказать, что некоторые из них получили призы фестиваля (реклама водки “Русский улет”, “Целься лучше”, “ Leeбидо”): значит, жюри виднее! Мнение жюри и зрительские симпатии совпадали не всегда, но часто. Скажем, вышеупомянутый Слава Пипенко (арт-директор донецкого дизайн-агентства B&W) выставил на фестивале серию рекламных плакатов “Кетчуп Art”, где было показано, как сосиску намазывают кетчупом с помощью художественной кисти, как поливают кетчупом шашлык, нанизанный на смычок, и пр. Бедный Слава очень волновался, мечтая привезти к себе на Украину хотя бы “палочку” от “Золотого барабана”, другого способа убедить соотечественников в боеспособности своего агентства он не видел. Однако даже “палочку” Пипенко не получил: и жюри, и зрители отметили, что товар в рекламе “провалился”: смычок и кисточка оказались сильнее кетчупа... А вообще-то особенных страстей по поводу мест и призов на фестивале не наблюдалось. Дух состязательности, конечно, был, — но очень слегка. Все предпочитали философское созерцание. Тем заметнее было то удивительное единодушие, с которым аудитория освистывала рекламу “Кока-Колы” с Серым Волком. Однако жюри проявило независимость и сериал попал в финал. Энергичные москвичи громко возмущались такой несправедливостью, им интеллигентно вторил Петербург, ропот поддержали и другие русскоговорящие гости. …И вот настал день торжественного закрытия фестиваля. Любляна. Президент Словении.
Джентльмены в смокингах. Дамы в декольте. Жюри картинно выходит на сцену под
одинаковыми зонтиками и не менее картинно отбрасывает их в сторону. Победителям
вручают призы. А “Серому Волку” не вручают ничего! Оказывается, жюри тоже прислушивается
к общественному мнению… Тем-то и хороши места массового скопления рекламистов, что дают возможность
понаблюдать за коллегами в естественных условиях и услышать их реальные голоса.
Как уже было сказано, на фестивале каждый вечер что-то происходило: то Saatchi
& Saatchi заманили всех на заброшенную киностудию и там угощали шампанским
и показывали голографическую рекламу (“Душераздирающее зрелище!”— сказал бы
ослик Иа по этому поводу); то объявлялся конкурс вокалистов-любителей. Естественно,
Джерри Фаррел в своем неизменном зеленом кильте и гольфиках с кисточками пел
свою неизменную песню про идеального клиента, а вот великолепный Влад Васюхин,
журналист и арт-директор московского агентства “Magic box”, неумолчно репетировавший
дня три, в последний момент отказался от участия в певческих соревнованиях.
И зря! Конечно, все в мире меняется. И реклама — не исключение. А конкурсы и фестивали ценны, прежде всего, тем, что позволяют отслеживать тенденцию этих изменений. Вот, например, на “Золотом барабане” выступал мэтр Жак Сегела — живой рекламный классик, неподражаемый лектор и неисправимый француз. Сегела начал издалека: ”Недавно я и Франсуа Миттеран обедали с далай-ламой…”, а закончил рассуждениями о том, что в наступающем тысячелетии реклама должна стать очень персонифицированной и душевной; а потому придет пора массовой рекламы в Интернете. Спору нет, прекрасен Интернет; но даже в двадцать первом веке он вряд ли станет серьезным соперником традиционной рекламе, которая с готовностью поджидает нас везде и всюду, в том числе — и на синей Адриатике, на “Золотом барабане”… |