epica
Рекламные идеи Российский журнал о творческом брэндинге YES!

На сайте 
Подписка
Архив журнала
Архив рубрик сайта
Эксперт клуб
Своя реклама
О журнале / Контакт
Есть вопрос!
Интересные ссылки
English
Поиск статей 

и или
На сайте выложено
1813 статьи Rambler's Top100





Rambler's Top100

"Главное в креативе - правильно договориться"

TzwSVsOw TzwSVsOw

О взаимоотношениях рекламист–Заказчик мы беседуем с бизнес-консультантом, координатором Совета Тренеров НЛП Ассоциации Эриксоновского гипноза и НЛП Михаилом Гринфельдом. 
Untitled Document

— Какие проблемы в креативе, на твой взгляд, сейчас выходят на первый план?
— Я отвечу на твой вопрос в китайском стиле: китайские мастера каллиграфии несколько часов медитируют, психологически настраиваясь, а потом за несколько секунд пишут иероглиф. Поэтому я, с твоего разрешения, отвечу на этот вопрос в самом конце нашей беседы. Мне кажется, некоторое время назад начался вялотекущий кризис рекламного рынка. Рекламодатель устал от однообразия предлагаемых услуг. Началась “империалистическая” стадия развития рекламы, характерными симптомами которой являются: хроническое перепроизводство типовых рекламных услуг и недовольство заказчиков. Рекламисты могут, как говорил Ильич, начать войну за передел уже поделенного рекламного мира. Но есть и другой путь: создать уникальное рекламное предложение… Общаясь с агентствами и их заказчиками, я обнаружил, что непонимание между ними очень часто возникает по следующей причине — внутри фирмы заказчика не сформулирована общая система целей в бизнесе, и поэтому нет критериев их достижения. Без них рекламное агентство попадает между молотом и наковальней мнений различных топ-менеджеров заказчика, у каждого из которых свое представление о целях и критериях. РА становится заложником служб заказчика, отвечающих за работу с клиентом, которые вообще могут свести на нет всю рекламную кампанию, обвинив агентство: “Не так летишь, не так свистишь!”

— Некоторые рекламодатели не устанавливают тесных рабочих отношений с агентством, постоянно находясь в ситуации выбора партнера. Нет понимания простой закономерности: смена партнера по рекламе, который уже вник в задачу, — это издержки. Менеджер по рекламе находится между двух огней: с одной стороны — рынок, с другой — руководство требует искать, где лучше и дешевле. Возникает иллюзия экономии и, как результат, — отсутствие рекламной стратегии.
— Если не заниматься структурированием представлений клиента, значит обрекать себя на стихию рынка — раз, и на перемену настроений — два. У нас есть рекламное агентство, которое работает в Интернете. И я всегда слежу за тем, какие у нас возникают противоречия с клиентом, где мы виноваты, а где у клиента что-то не так. Обнаруживается, что если у клиента не построена система целей, система прохождения информации, то для любого рекламного агентства, которое будет с ним работать, это станет проблемой. Финансовый и маркетинговый отделы фирмы, а также производство конфликтуют между собой, потому что каждому из них кажется, что они делают самое главное. Это следствие отсутствия надсисемы — общих целей, сообща выработанных. Но как только удается их создать — все начинает гармонизироваться.

— Насколько реально решение этой задачи?
— Это возможно, когда рекламное агентство объединено с заказчиком каким-то очень большим бюджетом, и они понимают, что им друг без друга никак нельзя. Рекламное агентство может предлагать не рекламу в обычном смысле, а консалтинг. Если хочешь иметь стратегический бизнес с партнером, с заказчиком, очень важно помогать ему структурировать свои представления.

— Очень редко удается выстроить такие взаимоотношения, обычно же за это не платят деньги, это не товар для рекламного агентства. Часто консультирование списывают на то, что рекламное агентство добивается заказа — на собственные коммуникационные издержки рекламного агентства.
— Моя бизнес-философия заключается в том, что первое — надо увидеть проблему, которую никто не знает, как решать, второе — надо создать продукт, который эту проблему решает. Я сделал серию консалтинговых продуктов, которые позволяют построить систему целей, методов и критериев их достижения, при этом настраивается коллективное видение будущего руководством компании. Это болезненный процесс, но без этого стабильно и эффективно заниматься рекламой, PR и маркетингом сегодня невозможно. Жаловаться на недостаток заказов пока не приходится…

— Вернемся к рекламе. Есть проблема оценки креатива. Например, в среде рекламистов существует мнение, что лучшие решения заказчиком не принимаются, ключевые вещи зачастую из рекламы «выдавливаются» при ее утверждении.
— Решается эта проблема достаточно просто. У фирмы вырабатывается миссия, система ценностей. Эта миссия фирмы выражается в метафоре, элементы этой метафоры есть элементы фирменного стиля. Когда я работаю с фирмой, то помогаю людям договориться о том, где они находятся, к какой цели они идут и каким образом они ее достигнут. При этом задается единый язык описания рекламного пространства. Если рекламисты позволяют себе поучаствовать в этом процессе, у них с клиентом появляется единый язык описания, и тогда противоречия решаются просто и быстро. А если эта надсистема не построена, то тогда вопрос обсуждения креатива становится камнем преткновения, и начинаются нескончаемые споры о том, каким шрифтом делать надпись на плакате.

— Возможно ли создать систему критериев на бумаге, например, в виде согласованного технического задания на работу? Или нужна серия переговоров?
— Я обычно провожу семинар, на котором люди сживаются, сговариваются, причем по определенной технологии. Люди собираются, обсуждают вместе цели рекламы, вырабатывают первичные шаги и в процессе совместной работы начинают лучше друг друга понимать, у них вырабатывается общий язык. Рекламная стратегия разбивается на элементы, каждый из которых ясен и понятен. Простраивается надсистема ценностей, принципов менеджмента. В западной литературе это получило название «обучающаяся организация», в которой пять принципов. Первый принцип: учет ментальных карт, у каждого человека есть ментальная карта, и её надо учитывать при принятии любых решений. Второй принцип: системное мышление. Третий принцип — это коллективное видение будущего, то есть когда стратегические решения вырабатываются коллективно. Чем выше по иерархической лестнице, тем больше внутренне ориентированных людей, а внутренне ориентированные люди не примут чужого решения, не примут. Четвертый принцип — коллективное обучение, в процессе которого задается единый язык описания и единая система ценностей. И пятый принцип — личное мастерство. Если я — рекламист, то я должен понимать производство. Если он производственник, то он должен понимать, из чего строится реклама. И поэтому он будет сидеть на семинаре по рекламе, а когда мы будем решать производственные задачи, тогда я приду на семинар по производству, потому что мне это потом продавать. Постепенно в процессе семинара с участием ключевых менеджеров компании вырабатывается коллективное видение того, какой должна быть рекламная или PR-стратегия фирмы. Результат обсуждения закрепляется на бумаге, на основании его делается техзадание, которое является основой для работы РА.

— А теперь для тех, кто дочитал до конца наш разговор, расскажи об алгоритме, по которому создается успешный видеоролик.
— Мне удалось смоделировать алгоритмы первых пяти роликов «Империала», они все сделаны по одному бессознательному алгоритму, состоящему из трех элементов. Берется базовое положительное убеждение о том, какими качествами должен обладать банк. Например, быть точным. Выстраивается развернутая метафора или другая реальность, переформировывающая это убеждение (сказка или история, показывающая плюсы этого качества, но в другой реальности). Заканчивается метафора фразой, когда общее превращается в маленькое, например: «вся бодрость — в капле», «сила — в глотке». Если фраза точно бьет в убеждение, то получается очень круто. Вот и все. А элементы развернутой метафоры можно использовать где угодно — в плакате, слогане, видеоролике.

— Получается хорошая тема для рекламы, которая живет и развивается?
— Да. Я обещал в конце разговора сказать, что мне сейчас кажется главным в креативе. Я думаю, что ключевым является решение глубинных проблем, которые есть у заказчика, о которых мы с тобой говорили. А его недовольство лишь симптом, который после этого достаточно легко устраняется.

Беседовал Андрей Надеин


Рекламные Идеи
All rights reserved. Перепечатка материалов сервера без письменного согласия редакции запрещена.
Development and Support by Segmenta media