Untitled Document
— У меня в руках календарь финской типографии «Netto-paino» — лодки и люди
на берегу озера, и сбоку текст: «Мы надеемся, что люди смогут найти силы радоваться,
увидев что-то, не требующее их понимания, а лишь способности чувствовать»… Это
был интересный заказчик?
— Да, нам сказали: «Делайте, что хотите». Мы с Димой Барбанелем наговорили этот
текст менеджеру по рекламе, она записала и попросила поставить на календарь.
— Часто попадаются заказчики, дающие возможность воплотить твои мысли?
— Редко.
— Много времени ты тратишь на то, чтобы придумать визуальную идею?
— Обычно на проект отводится очень мало — день, два. Это требование времени
— заказчик привык работать в таком режиме.
— Ты работаешь самостоятельно по заказам рекламных агентств и дизайн-студий.
Почему ты не устроишься в какую-нибудь фирму на постоянную работу?
— С одной стороны, в фирмах техника становится лучше, и условия работы тоже:
работай — не хочу, но когда ты срабатываешься с коллективом, то начинаешь подыгрывать.
Нарабатываешь какие-то ходы, которые коллективом принимаются «на ура». Наступает
момент, когда ты чувствуешь, что делаешь не свое. И понимаешь — хватит, пора
уходить. Это не связано с какими-то моими личными качествами.
— Вот буклет телекоммуникационной фирмы. В чем основная графическая идея
этой работы?
— Мы взяли средства телекоммуникации — новые телефоны, пейджеры — и попытались
сделать стремительные развороты, чтобы чувствовалась скорость передачи информации.
Хотелось за счет использования новых форм, объемов передать архитектуру связи,
ощущение новизны.
— Фотосъемка и окончательный дизайн делались по внутреннему ощущению или
по разработанному эскизу?
— Заказчику были показаны несколько разворотов с набросками. Но при съемке,
конечно, получалось все немного по-другому, лучше.
— Первая задача при подаче эскизов — передать дух того, что вы хотите сделать
в этой работе?
— Да.
— Это сложно?
— Почти никогда не удается один в один передать в эскизе дух готовой вещи.
— Вот реклама телефонной трубки со слоганом «Nokaут», сделанная по заказу
рекламного агентства. Как была поставлена задача?
— Работа с рекламным агентством строится так. Сначала работает креативный отдел,
без дизайнера. Разработка утверждается у заказчика. Затем ставится задача дизайнеру
— дается слоган, сюжет. Дизайнер должен создать свою картинку по готовому сценарию.
— Съемку ты организовывал сам?
— Нет, я давал рекомендации по цвету и свету, а на площадке не присутствовал.
— А что интересней — делать только дизайнерскую часть работы или все от
начала до конца, от задумки до воплощения?
— Интересней от начала до конца — тогда можно больше сохранить замысла в конечном
результате.
— Можно ли говорить о каком-то современном графическом стиле в дизайне?
Какие сейчас есть тенденции?
— Сейчас чувствуется переход от стиля «техно» к чему-то другому.
— Эти наползающие друг на друга буквы — «техно»?
— А это влияние американского дизайнера Карсона. Он показал, как можно мыслить
по-иному. Одно время все на этом свихнулись, копировали один в один, но сейчас
это уже проходит. Все научились делать эти буквочки, плашечки, полосочки… А
стиль «техно» — это новые шрифты, трехмерные изображения, компьютерные окна…
— А куда тебе хочется двигаться? Есть ли в дизайне новые идеи?
— Новые идеи не всегда приемлемы для реальной ситуации. У нас дизайн превратился
в рациональную технологию продажи своего труда. Наши дизайнеры склонны впитывать
чужой стиль, который идет с Запада, как это произошло с «техно». А новый стиль
в России можно создать только на основе русской промграфики. Нас сильно держит
наш шрифт, как одна из основополагающих составных графического дизайна.
— Буквы «ш», «ж» и другие чудеса?
— Да, и без акцентов на особенностях русского шрифта наши современные шрифты,
по сравнению с дореволюционными, выглядят мертвыми,. Пропали интересные буквочки.
В 20-е годы были очень интересные поиски в книжной графике. Сейчас шрифты в
духе Родченко постепенно становятся популярными, они не мертвые. Мне интересна
промграфика конца XIX века, то, что было до модерна — реклама гвоздей, галош…
Достаточно жесткая, со своей сеткой, с разнообразием шрифтов.
— У тебя хорошие логотипы: «OSCAR», «МаксидоМ»… Много требует труда такая
работа?
— Отсечь лишний труд помогает опыт и работа с аналогами. А хороший знак рождается
быстро.
— Ты работаешь на компьютере или руками?
— Сейчас я делаю руками не более 1%. При переносе рисованного эскиза на машину
происходит сильное изменение изображения.
— Что тебе понравилось в рекламе за последнее время?
— Самая необычная реклама прошлой недели — самореклама щитовой фирмы «Интерсот».
— Это где на вертикальных тумбах в белом прямоугольнике один-единственный
цветок — маргаритка?
— Да. На японский флаг похоже. Очень радостная реклама, на фоне серой погоды…
— Что тебе не нравится в рекламе?
— Неграмотность. Больше всего раздражает пренебрежительное отношение к шрифтам.
По 10 гарнитур в одном постере, ужасающие выворотки, объемные буквы… В Америке
есть такое общество — «Шрифтовая полиция». Нарушителям они посылают предупреждения,
в которых говорится, что в случае недостойного обращения со шрифтами будут принимать
меры. Это, конечно, мистификация, но добрая. Я считаю, что нам надо сделать
похожую организацию, но с более мощным карательным органом.
— По твоим ощущениям, сколько в Петербурге дизайн-студий или групп людей,
где работают настоящие профессионалы?
— Думаю, не больше пяти…
— Традиционный «йесовский» вопрос: что ты делаешь, когда ничего не идет
в голову?
— Можно посмотреть хороший эстетичный фильм. В динамике больше возможностей,
граней…
— Что ты хочешь пожелать читателям журнала?
— Ешьте больше витаминов!
|