Untitled Document
— В работе над клипом вы берете на себя функции только режиссера или сценариста
тоже?
— В цивильном рынке, наверное, я получал бы уже готовые сценарии. В реальных
условиях приходится совмещать. Правда, совершенно четко отдаю себе отчет в том,
что придумывать сценарии рекламных роликов — это такой же дар, как хорошо рассказывать
анекдоты. Это дано единицам. Поэтому я думаю, что есть люди, которые гораздо
лучше меня это делают. А я бы брал на себя исключительно функции режиссера.
— Вот вы сказали, что ваш тезис — это “Красота спасет мир”. Вы его придерживаетесь
в рекламе?
— Да. Наверное, больше, чем где-либо. Дело в том, что во всем мире существуют
определенные законы, и я считаю, что кичевой реклама быть не имеет права, тем
более агрессивной. Я считаю, что реклама имеет два назначения. Первое — это
утилитарное: заставить человека купить тот товар, который рекламируется, а второе
— эстетическое. В рекламе всегда цвета сочнее, люди ярче, одежда ярче, погода
прекрасная, за исключением “Колдрекса”, когда дождь идет. И тем не менее это
красивый дождь.
— Вот вы говорите — эстетическая функция рекламы... А ведь в то же время
то, что можно назвать эстетичной рекламой — тоже раздражает людей. Где тогда
грань?
— Агрессия, мне кажется, не доходит так глубоко, как красота. Агрессия — это
нечто очень поверхностное и мимолетное.
— Ну а почему тогда красивая реклама тоже раздражает людей?
— Ну, люди же разные, Бог его знает... Я езжу на красной машине — многих это
раздражает. Это менталитет людей, которым семьдесят лет подряд вбивали в голову,
что мы все должны быть равны.
— На что рассчитывает заказчик, когда навязчиво в больших объемах транслирует
рекламу по ТВ?
— Мудро поступают, допустим, люди со стиральным порошком: синяя пачка, зеленая
пачка. Я привык, у меня примелькалось перед глазами: синяя, синяя, синяя, синяя.
Потом — бац! — зеленая пачка. Я прихожу в магазин — о! — зеленая. Я это видел.
И я куплю этот порошок. Не тот, который в розовой упаковке, — я его по телевизору
не видел, а красивый зеленый. Это нормальное навязывание определенного имиджа.
Это сродни клипу.
— Вы снимаете рекламные ролики — в чем-то это и клипы. Или нет?
— Это очень похоже, хотя стройной теории по этому поводу, наверное, нет. Клип
имеет в основе своей динамичный монтаж, и реклама тоже. В клипе используется
музыка, в рекламе используются саунд-треки. Операторские манеры в рекламе и
в клипе чрезвычайно похожи. Это яркие цвета, очень прозрачные тени, красивые
люди... В клип надо втиснуть определенное действие в три — три с половиной минуты,
в рекламе — еще меньше: в тридцать секунд. Сейчас часто пользуются такой методой:
делаются тридцать секунд, потом выжимки из него — пятнадцать и десять. Сначала
как бы вводят в тему, а потом уже дают просто напоминаловку. Мы, к сожалению,
в этом бизнесе ничего своего открыть-то уже не можем.
— Вернемся к эстетике рекламы. Как вы определяете агрессию?
— Агрессия — это когда меня пытаются одурачить. Тот же незабвенный вариант с
“МММ”, где меня считают за полного дурака. Это своего рода агрессия. Елейность.
В определенном смысле есть, наверное, беспроигрышные ситуации: животные и дети,
где кошечки с бантиками, собачки шелковистые и дети, такие розовощекие ангелочки...
— Или красивые девушки.
— Красивая девушка красивой девушке рознь. Если ребенок однозначно хорош, то
девушка — для каждого своя. Да, кому-то — брюнетка, кому-то — блондинка. То
есть все зависит, наверное, от конкретного рекламируемого товара. На мой взгляд,
один из удачных подходов к сюжету рекламы — драматургическое построение. То
есть ролик должен строиться по схеме анекдота. Сначала что-то непонятное, а
потом — бац, все переворачивается с ног на голову, и на следующий день люди
в трамвае говорят: “А ты видел, там... Ха-ха-ха!”
— А у человека это не вызовет негативной реакции — что его как бы водят
за нос?
— Нет, если в рекламе есть интересный сюжетный поворот, то даже разрушительные
кадры воспринимаются нормально. Есть прекрасные западные примеры. По спутнику
прошла реклама, мы хохотали тут всем кагалом: по горной дороге едет красивый
автомобиль. Думаю — я всегда тестирую, когда смотрю, — “реклама машины”. Скатывается
маленький камушек. Он так лихо его объезжает. Потом скатывается огромный булыжник.
Он уже с трудом, накренясь, его объезжает. И третий булыжник падает прямо перед
машиной, огромных размеров, пять на пять метров. Никак не объехать, он тормозит:
“О-о-о!” — бампер останавливается у этого камня. Мужик вытирает пот со лба,
и в этот момент ему в зад — бабах — другая машина. Все всмятку... Реклама А-Бэ-Эс
— антиблокировки тормозов. Как бы было: елей, красота, горные пейзажи, красивый
автомобиль без единой пылинки... Все вдруг — бац! — в щепки, всмятку, разлетается
все это... В древности, я читал, индейцы носили на поясе разные ароматические
жидкости во флакончиках. И в особые моменты жизни они нюхали из флакончика.
Потом, сидя вечером у костра и зажаривая очередного зверя, они открывали этот
флакончик, нюхали и вспоминали свои ощущения. Та же самая история, наверное,
происходит с рекламой. Человек посмотрел и запомнил эмоцию, которую он испытал.
И поэтому, когда этот логотип появляется у него перед глазами, он испытывает
положительную эмоцию. Вот, наверное, на таком уровне — каких-то приобретенных
рефлексов.
— Что вы думаете по поводу использования в рекламе известных людей?
— Ну, Джексон — понятно, ему глубоко безразлично, что будет думать тетя Маша
о том, рекламирует он “Пепси” или нет. Но певица, которая рекламирует “Хэд энд
шолдерс” — Тамара Гвердцители... Я думаю, ей это и из зала кричат на концертах...
Другой менталитет. Один человек, из достаточно известных певцов, мне признался...
Когда я ему сказал: “Ты не хотел бы отрекламировать мелочевочку?” — он говорит:
“Ты знаешь, честно тебе скажу — ни за какие деньги. Потому что я прекрасно понимаю,
что впоследствии вся моя жизнь будет проходить под знаком этого товара, и я
уже как бы не свободен, я уже привязан”.
— Расскажите, какие западные рекламные клипы вам нравятся?
— Чрезвычайно нравится ролик, рекламирующий телевизор “Самсунг”: “В этом телевизоре
самый плоский экран. В этом телевизоре суперсистема настройки антенны. В этом
телевизоре безумный звук”. И все это сделано через кусок стекла, как бы компьютерный,
бабочка летит через помехи телевизионные — через это стекло их не видно, тигры
ходят по кругу вокруг этого стекла... Стереозвук как бы объемный... Очень зримые
образы. Если это звук — он стерео, потому что тигры ходят по кругу. То есть
как бы объем звучания. Совершенно четко: если через это стекло мы видим бабочку
лучше, чем без этого стекла, значит, это здорово. Создать такой ролик, насколько
я понимаю, очень трудно. Вот, к примеру, мобильные телефоны. У нас с этим очень
напряженно: девушка едет, юноша выходит, все разговаривают по телефону — становится
тошно... А есть другой подход, образный — опять же, “Самсунг”. Аэропорт, оркестр.
И объявление, что рейс задерживается. Девушка администратор звонит в театр,
где у них концерт, и говорит звукооператору: ты можешь что-нибудь сделать? Он
говорит: я придумал. И он ставит на стулья, на которых должны сидеть музыканты,
мобильные телефоны. И к ним микрофончики. А там, в аэропорту, тоже выставляют
мобильные телефоны, и оркестр играет в аэропорту, а в театре все аплодируют.
Здорово! Понятен смысл того, что это связь на далекие расстояния и что это —
качественная связь. Мы же все время работаем в первом круге предлагаемых обстоятельств,
что называется. Нам диктуется. И если задание, которое нам дается, оно более
или менее дилетантское, то, соответственно, и результат получается более или
менее дилетантский. Вот в этих условиях мы существуем. Я думаю, что все производители
рекламы так существуют. Самое сложное — убедить заказчика, что он некомпетентен
в этом вопросе. И что ему здесь не навредят, а попытаются помочь. Потому что
единственной гарантией того, что ему не навредят, является доброе имя режиссера,
сценариста, которые этим занимаются.
Беседовала Татьяна Трифонова
|