epica
Рекламные идеи Российский журнал о творческом брэндинге YES!

На сайте 
Подписка
Архив журнала
Архив рубрик сайта
Эксперт клуб
Своя реклама
О журнале / Контакт
Есть вопрос!
Интересные ссылки
English
Поиск статей 

и или
На сайте выложено
1813 статьи Rambler's Top100





Rambler's Top100

Профессионалам надо отдаваться!

Леонид Резетдинов

Леонид Резетдинов — композитор, член Союза композиторов России. Был период, когда Леонид Резетдинов писал для всех коллективов радио: детского хора, Андреевского оркестра, оркестра Горковенко, филармонических коллективов. Среди работ Леонида: музыка к фильмам “Путешествие в счастливую Аравию”, “Таганское танго”, “Любимое кино Сталина” (реж. В. Наумов), “Посвящение в любовь” (реж. Л. Цуцульковский), “Дорожные приключения” (реж. В. Шевельков), к спектаклю “Требуется старый клоун” (реж. А. Красавин). 
Untitled Document


— Сейчас я мало для них работаю, но это творчество, которое очень помогает мне в жизни. Много невоплощенных идей: хочется написать балет для Эйфмана, недавно мне заказали оперу, но... Хоть это безумно интересно, но такая работа займет минимум полгода, а мне нужно жить и кормить семью. Сейчас пишу только камерную музыку или какие-то хоры, которые исполняют, что крайне важно для любого композитора.

— Как ты пришел в рекламу?
— Случайно. Позвонил как-то своему старому товарищу Володе Шевелькову, попросил связать меня с каким-нибудь режиссером. Он мне помог, а потом, видимо, нашел во мне какие-то качества “рекламного композитора” и стал их использовать и развивать.

— Леня, сколько было сделано за 7 лет работы в рекламе?
— Почти для всех работ, которые снимал Шевельков и некоторые другие режиссеры — Кац, Валера Наумов, а аудиороликов, наверное, штук 500...

— !!!
— ... из которых где-то 50 — это джинглы — ролики с моей авторской музыкой. Помнишь, “Чикиту” или “Кафе Бонжур”, где я сам и пел и который теперь поют мои дети, просят им поставить — у них это любимые работы, да и у меня тоже. И много других — “Экватор”, журнал “Натали”, “Мой Париж” , “Неосет” — детская мебель, пиво “KOFF” (для ресторана “Тройка”), “Руссатотукку”, “Экском”, “Неда-пейджинг”, “Сантехника Европы”, да много их... По видео — из самых ранних — “Рубикон”, “Ангелина”, “BUYS” — такую сказочку с гномами и суфле в шоколаде, а из последних “Торнадо”, “GSM”, “FCN” (ролик-призер).

— Насколько важен для фирмы музыкальный логотип?
— Очень важен. Сразу же вспоминается “Кока-кола” — очень яркий пример и фирменного звука, и цвета, и их сочетания. Я считаю, что в каждом ролике нужно писать логотипы, пусть они пропеваются или просто звучат в музыке...

— Все-таки роль композитора в рекламе для многих остается загадкой... Как ты работаешь, на каком этапе подключаешься?
— Существуют два пути работы композитора над рекламным роликом. Один путь — когда режиссер снимает на уже написанную музыку, если ему так нужно, и тогда монтаж рекламы делает под музыкальные акценты. Или второй путь — когда режиссер снимает и монтирует, а композитор работает с уже готовым видеоматериалом. Основная работа композитора заключается в том, чтобы вдохнуть душу в беззвучный и потому неживой видеоматериал или текст.

— А бывает так, что ты что-то советуешь режиссеру или заказчику еще на этапе работы со сценарием?
— Бывает, но редко. А с заказчиками я вообще не встречаюсь — мне это не нужно, это работа продюсера, режиссера — они отстаивают точку зрения творческой группы.

— Что происходит, если заказчику не нравится музыка?
— Честно говоря, такое фатальное несовпадение вкусов случается крайне редко, но тогда остается один путь — переписывать.

— В моем представлении композиторский труд — это работа на вечность, а в рекламе тебе приходится делать вещи, живущие порой неделю. Не обидно?
— Иногда бывает жаль, что удачная мелодия мало звучала, но я стараюсь, чтобы самая маленькая работа была сделана ярко, запоминалась. Музыка к фильму или музыка в рекламе для меня также важна, как и классическая музыка, которую я продолжаю писать. Еще у меня есть мечта: сделать, например, песню на удавшуюся мелодию к ролику, но время, время... Хотя надеюсь, что когда-нибудь это удастся.

— А не жалко отдавать хорошую идею для проходной рекламы заказчика, которого ты и в глаза не видел?
— Что значит жалко? Это — работа. Композитор в рекламе всегда остается за кадром, его имя известно только узкому кругу профессионалов, но это “закон жанра” — чего здесь обижаться.

— Скажи, почему ты никогда не делаешь ролики a la КВН, т.е. “бодренько под чужую музычку”?
— Почему?.. Я — композитор, у меня есть свои мысли, и разве я напишу хуже? Если же удачную мелодию прокрутить в эфире раз 100 — ее будут и знать, и любить, и петь.

— На самом деле, мне эта позиция представляется тем более мудрой и правильной, что известная музыка плюс классный текстик порой способны создать удачное произведение, но эта реклама похожа на “вещь в себе” — хороша, но какая именно фирма рекламируется, слушатель не помнит.
— Вот, например: “Буль-буль-буль в джакузи”, — говорим мы хором. Все помнят “джакузи”, а вот где, в какой фирме они продаются...

— Много ли рутины в работе над рекламой?
— Вспоминаю слова великого песенника Соловьева-Седого о том, что что-то получается с лету — легко, как дыхание, а над чем-то работаешь долго, напряженно, переписываешь по несколько раз, но это нормальный творческий процесс. Если интересно и ты испытываешь удовольствие, то о какой рутине может идти речь?

— А как ты думаешь, Соловьев-Седой или Чайковский, или, да простят меня за кощунство, Бах, смогли бы они делать рекламу?
— Во-первых, их музыку используют в рекламе...

— Ты думаешь, у них волосы не встали бы дыбом?
— Думаю, нет, они были труженики и реалисты. Тогда не было рекламы, но все они писали музыку “под заказ”, чтобы заработать деньги. Например, “Лебединое озеро” Чайковский написал под заказ и 2-й фортепьянный концерт тоже, и Бах всю жизнь зарабатывал на жизнь своим композиторским трудом, выкладываясь полностью.

— Давай раскроем еще одну твою тайну: на многих работах ты ведь был не только композитором?
— Но так же и звукорежиссером и продюсером — сам договаривался со студией и с актерами. Есть компания актеров, с которыми я люблю записывать, я им доверяю, все они умеют работать по-разному, создавать разные образы — это лучшие питерские артисты: Иван Краско, Ефим Каменецкий, Михаил Черняк, Татьяна Михалевкина, Юлия Бочанова, Александр Строев и другие. Мне эти административные обязанности не мешают, а даже помогают. Только вот тексты никогда не писал и не пишу — не считаю себя профессионалом.

— С каким текстом легче работать?
— Конечно, мне, как композитору, легче работать с поэтическим текстом. Помнишь, мы с тобой писали ролик под Бэллу Ахмадулину для выставки “Ренова” — это была приятная работа, и многим людям ролик очень понравился. Мне легко работать с авторами, чувствующими слово, мелодию слова. Важно, чтобы текст четко отражал суть рекламного предложения фирмы, а не был набором фраз об ассортименте и адресах...

— Как звукорежиссер ты часто используешь шумовые эффекты, а я знаю, что многие заказчики относятся к этому неоднозначно, многие откровенно пугаются шумов?
— Если шумы нужны по драматургии ролика, то я за то, чтобы их вставлять — они придают ролику фактуру, помогают задать настроение в коротенькие 30 секунд — получается или мини-спектакль, или спортивные соревнования, или душевный разговор, или веселый праздник. Только обращаться с ними надо осторожно , чтобы не “зашуметь” саму идею.

— Когда ты едешь в своей машине, то слушаешь радио? Интересно ли тебе, что делают другие?
— Теперь почти не слушаю, а раньше, год-два назад, слушал постоянно. Сейчас слушаю только ту рекламу, о которой мне говорят, что она интересная. Но, к сожалению, 90% рекламы нехорошей какой-то... Я слышу непрофессионализм — это грустно и надоедает. Слушатели это тоже ощущают, может быть, объяснить не могут, но у них остается чувство, что к ним плохо отнеслись. И вообще: если человека кормят рекламой с утра до вечера, то нужно делать это вкусно и красиво, а иначе человеку обидно.

— Какое самое приятное впечатление от своей работы в рекламе?
— Приятно, когда реклама просто звучит или идет по ТВ. А из “истории”, пожалуй, такой давний эпизод: идет рекламный блок на радио “Модерн” и последним в блоке ролик кафе “Бонжур” и Дмитрий Нагиев (мы с ним незнакомы) кричит: “О, какая классная реклама!” Мне было приятно, что так отреагировал человек, которого я уважаю как профессионала.

— А курьезы какие-нибудь бывают?
— Почти все время... Да тот же “Экском”. Ну не курьез ли, когда пишешь три разных музыки на один текст, и все они мне нравятся — все свои детишечки, и, что смешно, им тоже нравится, но хочется чего-то другого... А чего именно, не знают. Так и не пошел ни один в эфир, а идея была летней, и она обязательно “выстрелила” бы, я уверен. Заказчик должен доверять профессионалам. Посмотреть, послушать и сказать: “Нам нравится то, что Вы делали. Сделайте и нам хорошо”. Профессионалам надо отдаваться!

— Давай вернемся к началу разговора, к серьезной музыке и предположим, что придут завтра и скажут: “Все, господин Резетдинов, настала другая жизнь, и за твою музыку будут платить деньги большие, чем в рекламе”.
— Вопрос на засыпку... Конечно, для развития моей души, для моего “я” серьезная музыка необходима. Когда я пишу Музыку, то получаю заряд энергии, которая нужна мне, чтобы существовать дальше, не стать просто обывателем. А из рекламы... нет, сейчас, наверное, уже не ушел бы. Может быть, уделял меньше времени, но не ушел бы.

Беседовала Елена Матяш


Рекламные Идеи
All rights reserved. Перепечатка материалов сервера без письменного согласия редакции запрещена.
Development and Support by Segmenta media