Untitled Document
— Сейчас я мало для них работаю, но это творчество, которое очень помогает мне
в жизни. Много невоплощенных идей: хочется написать балет для Эйфмана, недавно
мне заказали оперу, но... Хоть это безумно интересно, но такая работа займет
минимум полгода, а мне нужно жить и кормить семью. Сейчас пишу только камерную
музыку или какие-то хоры, которые исполняют, что крайне важно для любого композитора.
— Как ты пришел в рекламу?
— Случайно. Позвонил как-то своему старому товарищу Володе Шевелькову, попросил
связать меня с каким-нибудь режиссером. Он мне помог, а потом, видимо, нашел
во мне какие-то качества “рекламного композитора” и стал их использовать и развивать.
— Леня, сколько было сделано за 7 лет работы в рекламе?
— Почти для всех работ, которые снимал Шевельков и некоторые другие режиссеры
— Кац, Валера Наумов, а аудиороликов, наверное, штук 500...
— !!!
— ... из которых где-то 50 — это джинглы — ролики с моей авторской музыкой.
Помнишь, “Чикиту” или “Кафе Бонжур”, где я сам и пел и который теперь поют мои
дети, просят им поставить — у них это любимые работы, да и у меня тоже. И много
других — “Экватор”, журнал “Натали”, “Мой Париж” , “Неосет” — детская мебель,
пиво “KOFF” (для ресторана “Тройка”), “Руссатотукку”, “Экском”, “Неда-пейджинг”,
“Сантехника Европы”, да много их... По видео — из самых ранних — “Рубикон”,
“Ангелина”, “BUYS” — такую сказочку с гномами и суфле в шоколаде, а из последних
“Торнадо”, “GSM”, “FCN” (ролик-призер).
— Насколько важен для фирмы музыкальный логотип?
— Очень важен. Сразу же вспоминается “Кока-кола” — очень яркий пример и фирменного
звука, и цвета, и их сочетания. Я считаю, что в каждом ролике нужно писать логотипы,
пусть они пропеваются или просто звучат в музыке...
— Все-таки роль композитора в рекламе для многих остается загадкой... Как
ты работаешь, на каком этапе подключаешься?
— Существуют два пути работы композитора над рекламным роликом. Один путь —
когда режиссер снимает на уже написанную музыку, если ему так нужно, и тогда
монтаж рекламы делает под музыкальные акценты. Или второй путь — когда режиссер
снимает и монтирует, а композитор работает с уже готовым видеоматериалом. Основная
работа композитора заключается в том, чтобы вдохнуть душу в беззвучный и потому
неживой видеоматериал или текст.
— А бывает так, что ты что-то советуешь режиссеру или заказчику еще на этапе
работы со сценарием?
— Бывает, но редко. А с заказчиками я вообще не встречаюсь — мне это не нужно,
это работа продюсера, режиссера — они отстаивают точку зрения творческой группы.
— Что происходит, если заказчику не нравится музыка?
— Честно говоря, такое фатальное несовпадение вкусов случается крайне редко,
но тогда остается один путь — переписывать.
— В моем представлении композиторский труд — это работа на вечность, а в
рекламе тебе приходится делать вещи, живущие порой неделю. Не обидно?
— Иногда бывает жаль, что удачная мелодия мало звучала, но я стараюсь, чтобы
самая маленькая работа была сделана ярко, запоминалась. Музыка к фильму или
музыка в рекламе для меня также важна, как и классическая музыка, которую я
продолжаю писать. Еще у меня есть мечта: сделать, например, песню на удавшуюся
мелодию к ролику, но время, время... Хотя надеюсь, что когда-нибудь это удастся.
— А не жалко отдавать хорошую идею для проходной рекламы заказчика, которого
ты и в глаза не видел?
— Что значит жалко? Это — работа. Композитор в рекламе всегда остается за кадром,
его имя известно только узкому кругу профессионалов, но это “закон жанра” —
чего здесь обижаться.
— Скажи, почему ты никогда не делаешь ролики a la КВН, т.е. “бодренько под
чужую музычку”?
— Почему?.. Я — композитор, у меня есть свои мысли, и разве я напишу хуже? Если
же удачную мелодию прокрутить в эфире раз 100 — ее будут и знать, и любить,
и петь.
— На самом деле, мне эта позиция представляется тем более мудрой и правильной,
что известная музыка плюс классный текстик порой способны создать удачное произведение,
но эта реклама похожа на “вещь в себе” — хороша, но какая именно фирма рекламируется,
слушатель не помнит.
— Вот, например: “Буль-буль-буль в джакузи”, — говорим мы хором. Все помнят
“джакузи”, а вот где, в какой фирме они продаются...
— Много ли рутины в работе над рекламой?
— Вспоминаю слова великого песенника Соловьева-Седого о том, что что-то получается
с лету — легко, как дыхание, а над чем-то работаешь долго, напряженно, переписываешь
по несколько раз, но это нормальный творческий процесс. Если интересно и ты
испытываешь удовольствие, то о какой рутине может идти речь?
— А как ты думаешь, Соловьев-Седой или Чайковский, или, да простят меня
за кощунство, Бах, смогли бы они делать рекламу?
— Во-первых, их музыку используют в рекламе...
— Ты думаешь, у них волосы не встали бы дыбом?
— Думаю, нет, они были труженики и реалисты. Тогда не было рекламы, но все они
писали музыку “под заказ”, чтобы заработать деньги. Например, “Лебединое озеро”
Чайковский написал под заказ и 2-й фортепьянный концерт тоже, и Бах всю жизнь
зарабатывал на жизнь своим композиторским трудом, выкладываясь полностью.
— Давай раскроем еще одну твою тайну: на многих работах ты ведь был не только
композитором?
— Но так же и звукорежиссером и продюсером — сам договаривался со студией и
с актерами. Есть компания актеров, с которыми я люблю записывать, я им доверяю,
все они умеют работать по-разному, создавать разные образы — это лучшие питерские
артисты: Иван Краско, Ефим Каменецкий, Михаил Черняк, Татьяна Михалевкина, Юлия
Бочанова, Александр Строев и другие. Мне эти административные обязанности не
мешают, а даже помогают. Только вот тексты никогда не писал и не пишу — не считаю
себя профессионалом.
— С каким текстом легче работать?
— Конечно, мне, как композитору, легче работать с поэтическим текстом. Помнишь,
мы с тобой писали ролик под Бэллу Ахмадулину для выставки “Ренова” — это была
приятная работа, и многим людям ролик очень понравился. Мне легко работать с
авторами, чувствующими слово, мелодию слова. Важно, чтобы текст четко отражал
суть рекламного предложения фирмы, а не был набором фраз об ассортименте и адресах...
— Как звукорежиссер ты часто используешь шумовые эффекты, а я знаю, что
многие заказчики относятся к этому неоднозначно, многие откровенно пугаются
шумов?
— Если шумы нужны по драматургии ролика, то я за то, чтобы их вставлять — они
придают ролику фактуру, помогают задать настроение в коротенькие 30 секунд —
получается или мини-спектакль, или спортивные соревнования, или душевный разговор,
или веселый праздник. Только обращаться с ними надо осторожно , чтобы не “зашуметь”
саму идею.
— Когда ты едешь в своей машине, то слушаешь радио? Интересно ли тебе, что
делают другие?
— Теперь почти не слушаю, а раньше, год-два назад, слушал постоянно. Сейчас
слушаю только ту рекламу, о которой мне говорят, что она интересная. Но, к сожалению,
90% рекламы нехорошей какой-то... Я слышу непрофессионализм — это грустно и
надоедает. Слушатели это тоже ощущают, может быть, объяснить не могут, но у
них остается чувство, что к ним плохо отнеслись. И вообще: если человека кормят
рекламой с утра до вечера, то нужно делать это вкусно и красиво, а иначе человеку
обидно.
— Какое самое приятное впечатление от своей работы в рекламе?
— Приятно, когда реклама просто звучит или идет по ТВ. А из “истории”, пожалуй,
такой давний эпизод: идет рекламный блок на радио “Модерн” и последним в блоке
ролик кафе “Бонжур” и Дмитрий Нагиев (мы с ним незнакомы) кричит: “О, какая
классная реклама!” Мне было приятно, что так отреагировал человек, которого
я уважаю как профессионала.
— А курьезы какие-нибудь бывают?
— Почти все время... Да тот же “Экском”. Ну не курьез ли, когда пишешь три разных
музыки на один текст, и все они мне нравятся — все свои детишечки, и, что смешно,
им тоже нравится, но хочется чего-то другого... А чего именно, не знают. Так
и не пошел ни один в эфир, а идея была летней, и она обязательно “выстрелила”
бы, я уверен. Заказчик должен доверять профессионалам. Посмотреть, послушать
и сказать: “Нам нравится то, что Вы делали. Сделайте и нам хорошо”. Профессионалам
надо отдаваться!
— Давай вернемся к началу разговора, к серьезной музыке и предположим, что
придут завтра и скажут: “Все, господин Резетдинов, настала другая жизнь, и за
твою музыку будут платить деньги большие, чем в рекламе”.
— Вопрос на засыпку... Конечно, для развития моей души, для моего “я” серьезная
музыка необходима. Когда я пишу Музыку, то получаю заряд энергии, которая нужна
мне, чтобы существовать дальше, не стать просто обывателем. А из рекламы...
нет, сейчас, наверное, уже не ушел бы. Может быть, уделял меньше времени, но
не ушел бы.
Беседовала Елена Матяш
|