| Untitled Document — За последние годы наше общество, пусть даже в неком евразийском варианте, 
  уже сформировалось как общество потребления. Реклама для него – одно из важнейших 
  условий существования. Она не только способствует обороту денег и товаров, но 
  также придает вещам кроме функциональной еще и знаковую ценность, формируя таким 
  образом определенную модель жизни. Я чувствую, что реклама сейчас чересчур агрессивна, 
  она вторгается в мое жизненное пространство – это раздражает. Впрочем, “реклама 
  для всех” постепенно теряет свою эффективность. Нет такой группы потребителей, 
  как “народ”, “население”, “россияне”, – все люди очень разные. Пик рекламы, 
  основанной на идентификации себя с персонажем, получающим какие-то блага “на 
  халяву”, пришелся на время “МММ”. Теперь такой “лобовой” прием не достигает 
  желаемого результата. В частности, многие мои пациенты, прежде чем бежать покупать 
  какой-нибудь разрекламированный препарат, советуются. Человек ждет от рекламного 
  сообщения не только предложения, но и достоверной информации. В этом отношении 
  хорошо, на мой взгляд, работает прием, когда о чем-то, пусть о тех же лекарствах, 
  рассказывает специалист, желательно авторитетный.
 
 — Мотивы эротики и секса используются в рекламе очень часто. Всегда ли это 
  оправданно?— Есть три темы, апеллирующие к бессознательным пластам и почти всегда вызывающие 
  интерес. Это секс, в самом широком смысле слова, криминал, связанный с насилием, 
  и успех. Наше общество в большей степени, чем западное, “мужскоцентрично”. Поэтому, 
  если там секс в большей степени связан с понятием семьи и является, таким образом, 
  частью идеологии, у нас отношения полов – это почти всегда агрессия, подчинение, 
  способ утвердить свое “я”. В массовом сознании женщина – друг человека. За мужчиной 
  признается позиция силы. Захват мира, победа, бесспорное лидерство – вот ценности, 
  о которых не принято говорить, но намек на которые всегда вызывает отклик в 
  мужских сердцах. Эротизм, утонченное искусство полунамеков практически утрачены. 
  То, что на Западе считается “обнаженным”, у нас – “голое”. Мизинец, высунутый 
  из-за портьеры, может взволновать значительно больше, чем десять теток, сфотографированных 
  в бане. Это вопрос уровня культуры. От “чернухи” мы все уже устали. Рано или 
  поздно общество потребует чего-то более высокого и чистого. От рекламы в том 
  числе.
 
 — Существуют ли товары или услуги, рекламировать которые при помощи эротики 
  нельзя?— Мне кажется, что это относится к медикаментам. Почти всегда это будет обманом. 
  Что же касается одежды, мебели, автомобилей, то почему бы и нет? Известно, что 
  автомобиль – это удлинитель мужского члена. Не воспользоваться столь действенным 
  инструментом убеждения было бы просто непростительно.
 
 — Не пришло ли время четко разделить рекламу для мужчин и женщин?— С точки зрения здравого смысла – да. На практике же общество к этому еще не 
  готово. Есть более серьезные проблемы. Скажем, мужчины – какие они? Те, что 
  ориентированы на успех, или те, кто месяцами не получает зарплату, чувствует 
  тревогу, испуг? У тех и других будет совершенно разная оценка адресованных к 
  ним рекламных сообщений. В принципе к мужчинам и женщинам нужен совершенно разный 
  подход. Мужчинам неустанно нужно предлагать различные способы, чтобы достичь 
  успеха, победить, завладеть чем-то. Женщинам же более важно уважительное отношение, 
  спокойствие, эмоциональное тепло, уют в доме.
 
 — Очевидно, что и носители рекламы должны быть разными...— Женщина любит ушами, мужчина – глазами. Эта поговорка совершенно верна. Странно 
  было бы видеть, как мужчина стоит на балконе, а женщина снизу поет ему серенаду. 
  Зрительный анализатор является для мужчины наиболее чувственным эротическим 
  каналом. Пятнадцатилетние мальчики, подглядывающие в женской раздевалке, – явление 
  совершенно нормальное. Если же за этим занятием застанут девочек, то это однозначно 
  будет говорить о некоторой патологии.
 
 — Обладает ли реальной ценностью такое понятие, как “семья”, и правильно 
  ли считать ее объектом, к которому может быть обращена реклама?— На Западе – да. У нас же на первом месте стоят пока что интересы конкретного 
  “я”. Однако есть закономерности, общие для всего человечества. Если в нашей 
  стране не произойдет каких-то серьезных политических перемен, то через какое-то 
  время мы неизбежно придем к осознанию ценности семьи. Американцев испугал СПИД. 
  Для нас же более сильный мотив – напряженность вокруг. Психотерапевты рассматривают 
  семью как лечебное средство. Именно в ней человек может “зализать раны”, сбросить 
  эмоции. Наша культура ориентирована на эгоцентризм. В последнее десятилетие 
  стало вовсе не зазорным разводиться, причем иногда – по нескольку раз. Оправдаться 
  очень легко – я ищу СВОЕ счастье. Достаточно вспомнить отечественные кинофильмы 
  последних лет. У нас эротика всегда более жесткая, чем даже в Голливуде. Чего 
  стоит, например, сцена в фильме “ЧП районного масштаба”.
 
 — Как же в таком случае продавать товары для семьи?— Анализ мотивов, по которым люди вступают в брак, говорит о том, что на первом 
  месте – “любовь”, то есть эмоции, а на втором – общность интересов и взглядов. 
  В первой группе разводов значительно больше, чем во второй, ведь чувства приходят 
  и уходят значительно чаще, чем убеждения. Со временем к семье можно будет обращаться, 
  как к партнерам, пока что – только как к двум индивидуальностям.
 
 — Вещи за последние несколько лет стали играть в нашей жизни очень важную 
  роль. Что важнее для потребителя — функциональность или ценность?— В обществе потребления очень трудно провести черту между престижем и функциональностью. 
  По мере насыщения рынка гипертрофированная престижность уходит. На Западе “Мерседес-600” 
  — это корпоративная машина. Мобильный телефон – просто очень удобная вещь. В 
  Испании я был свидетелем того, как по “трубе” говорил нищий на улице. Мой спутник 
  не понял моего удивления: “А что в этом такого? У нищего что, не может быть 
  семьи? Он, наверное, позвонил домой, чтобы сказать, что задержится...” Знаковая 
  функция мира вещей и прекрасна и отвратительна одновременно. В советские времена 
  мы назвали бы любовь к дорогим вещам мещанством. Теперь даже очень интеллигентные 
  люди не могут противостоять современной моде на роскошь. Вещи становятся частью 
  имиджа, они красноречиво говорят о том месте, которое занимает человек на общественной 
  лестнице. Более того, даже женщина может быть рассмотрена как вещь. На богатых 
  тусовках часто можно видеть пузатеньких бизнесменов с молоденькими длинноногими 
  девушками. Только очень сильные люди могут позволить себе привести туда своих 
  жен – своего возраста, полненьких, низеньких. Одежда, часы, автомобили – те, 
  которые действительно нравятся, но не соответствуют моде, покупают люди, достигшие 
  высшей степени внутренней свободы.
 
 — Какая реклама в России имеет будущее?— Сексизм, дискриминация одного пола другим ослабевает. Нужно четко представлять 
  цели, которые ставит перед собой рекламодатель. Если они сиюминутны, то тактика 
  диктует необходимость применения действенных, в том числе и грубых, методов. 
  Если же стратегические планы фирмы простираются в будущее, то говорить необходимо 
  о вечных ценностях. Они не дадут большого эффекта сейчас, но со временем непременно 
  принесут серьезные дивиденды.
 
 — Имеет ли реклама власть над общественным сознанием?— Безусловно, особенно над слабыми людьми, чаще всего подростками. Это очень 
  мощное промывание мозгов. Люди, у которых нет чувства самодостаточности, пытаются 
  примерить на себя предлагаемые образы. Чаще всего при этом возникает какое-то 
  несоответствие. Отсюда беспокойство, чувство ущербности. На этом часто играют 
  в рекламе, предлагая все что угодно, как рецепт абсолютного счастья.
 
 — Какая реклама запомнилась лично вам?— Жвачки “Сперминт” — телевизионный ролик, где по небу летят три разноцветные 
  пачки, а молодые красивые люди на пляже смотрят вверх, на этот фаллический символ, 
  а потом уходят толпой в светлое будущее. Ролик идиотский, но очень грамотный 
  с точки зрения психологии.
 
 Беседовал Андрей Андреев
 |