epica
Рекламные идеи Российский журнал о творческом брэндинге YES!

На сайте 
Подписка
Архив журнала
Архив рубрик сайта
Эксперт клуб
Своя реклама
О журнале / Контакт
Есть вопрос!
Интересные ссылки
English
Поиск статей 

и или
На сайте выложено
1813 статьи Rambler's Top100





Rambler's Top100

Н.С.Хрущев и трамвай N 8.

"Рекламные Идеи"

Реклама — это особая часть экономической жизни общества. Она существует вне зависимости от политического строя и даже если ее официально нет, то она все равно есть — словно зеленый росток, сквозь толстый слой асфальта пробивается она к людям и предлагает тратить деньги. 
Untitled Document

В любом рекламном агентстве вам скажут, что работают они по новейшим западным технологиям. И это правда. Но если взглянуть на современную рекламу с другой стороны, например, с точки зрения истории СССР, то окажется, что “западные технологии” это не более чем добрая советская традиция. За примерами далеко ходить не надо — даже в самые глухие социалистические времена в рамках больших городов, а иногда и целой страны, проводились полноценные рекламные кампании. Разговор пойдет о кино.

Как дилеру стать производителем?
Как это сделать, знают все — нужно продать много чужого товара и заработать деньги на собственное производство. В 20-е годы, когда в Советской России не было практически ничего, а широкие слои населения стали проявлять интерес к массовому искусству, ставшему вдруг доступным, комиссариат по культуре делает гениальный ход. В кинотеатрах страны появляются иностранные фильмы, на их рекламу не жалеют денег. Именно в этот период у нас стали популярными такие известные ленты как “Багдадский вор”, “Знак Зорро” и “Три мушкетера”, а знаменитые актеры Харт, Фербенкс и неподражаемая Мэри Пикфорд снискали заслуженную любовь советских зрителей. Угадав спрос, прокатные организации “продали” зрителям массу иностранных картин и в короткие сроки собрали деньги, необходимые для создания “советского кинематографа”. По мере его развития западных фильмов на наших экранах становилось все меньше, и в конце концов идеологическая машина задушила буржуазное искусство. К этому времени отечественный кинопрокат отлично знал, как продавать и рекламировать свой товар.

Public relations за пять копеек
Когда западные фильмы заполонили кинотеатры Ленинграда, издательства “Академия” и “Кинопечать” начали работу по созданию культа кино. В любом кинотеатре перед началом сеанса можно было купить за копейки книжечки форматом 9 х 12 см, рассказывающие о популярных актерах Голливуда. Вслед за ними появились наборы открыток с лицами кумиров, пользовавшиеся бешеной популярностью у школьниц. На один и тот же фильм ходили по несколько раз — это стало своего рода ритуалом.

Бабушка наружной рекламы
На киноафишах, кроме банальных фраз типа “Глубокая мелодрама” и “Безумно смешная комедия”, можно было встретить оригинальные рекламные ходы. Вот к примеру: “Монопольно демонстрируется картина...”, “Ввиду большого успеха демонстрация фильма продлена на вторую неделю”, “Четвертую неделю демонстрируется картина...” Тонкость заключается вот в чем. Сначала вешали афишу без вышеописанных надписей, а потом заменяли ее на такую же, на которой типографским способом было впечатано сообщение о “продлении демонстрации”.

Сколько стоит
добрая репутация

Как только актеры приобретали популярность, их имена начинали эксплуатировать в рекламе. Часто можно было прочитать: “Эту комедию Чарли Чаплин считает лучшей комедией сезона”. Разумеется, что знаменитый комик не только не видел многочисленных “лучших комедий сезона”, но даже ничего и не слышал об их существовании.
В 44-м году в Америке шла наша картина “Она защищает Родину” с Верой Марецкой в главной роли. Такой неизвестный американцам товар как русское кино был подан очень грамотно. Во-первых, фильм шел под названием “Нет сильнее любви”, что правильно, поскольку слово “Родина” имеет для жителей США несколько иное значение, чем для комсомольцев тоталитарного СССР. Во-вторых, была отличная афиша: фотография Марецкой, а вокруг несколько известных в ту пору американок и их короткие отзывы о фильме. В 30-х годах аналогичный прием был использован в афише фильма “Встречный”, но поскольку ориентирован он был на внутренний рынок, место улыбчивых американок заняли выдержки из рецензий на картину в газетах “Комсомольская правда” и “Известия”.

Социалистическое планирование
рекламной кампании

В 60-е годы выходу на экраны нового фильма предшествовала мощная рекламная кампания. За месяц до выхода картины большинство кинопрокатных контор получали журнал “Новые фильмы”, где подробно рассказывалось о новой картине и давались рекомендации по ее рекламе, комплект фоторекламы, а также афиши и плакаты. Премьера широко освещалась в прессе и на телевидении. Кроме этого на момент появления фильма в кинотеатрах, в трамваях расклеивали объявления, приглашающие зрителя в конкретный кинотеатр. Таким образом, потребитель точно знал что и где он может получить.

Стратегия продажи
большого искусства

На одной из своих конференций многие кинопрокатчики жаловались, что новый фильм Андрея Тарковского “Солярис” не пользуется популярностью. Им возразил коллега из Новосибирска: “У нас в городе уже четвертый месяц на этом фильме полные залы. Просто мы не стали запускать этот фильм сразу во всем городе. Сначала показали в одном районе, потом в другом. Те, кому это интересно, пришли и посмотрели”.
Вернемся к идеологии. Исследовать запросы потребителей партийным функционерам было ни к чему — они поступили проще. В ряде случаев, как, например, с эпохальным фильмом “Победа”, были организованы “всесоюзные премьеры”. В один день в одно и то же время в тысячах кинотеатров страны фильм впервые выходил на экран. Такое событие пропустить было нельзя. Хотя бы в силу его грандиозности.

* * *

Пятнадцать лет назад над Каменноостровским (тогда Кировским) проспектом висела перетяжка с информацией об очередной всесоюзной премьере. Она и теперь там висит, просто изменился текст. Так что, в принципе, не изменилось ничего.

При подготовке статьи использованы
материалы музея киностудии “Ленфильм”.


Рекламные Идеи
All rights reserved. Перепечатка материалов сервера без письменного согласия редакции запрещена.
Development and Support by Segmenta media