epica
Рекламные идеи Российский журнал о творческом брэндинге YES!

На сайте 
Подписка
Архив журнала
Архив рубрик сайта
Эксперт клуб
Своя реклама
О журнале / Контакт
Есть вопрос!
Интересные ссылки
English
Поиск статей 

и или
На сайте выложено
1813 статьи Rambler's Top100





Rambler's Top100

Прием "Фиксация внимания".

TzwSVsOw TzwSVsOw

Фрагмент книги-методики “Приемы журналистики” 
Untitled Document

 

Назначение приема
Назначение приема: “сфокусировать” внимание на фрагменте текста (например, факте, оценке, критерии, правиле) и способствовать его запоминанию Читателем.
Как же конкретно пользоваться приемом? Желательно так:
1. Спрогнозируйте вероятное отношение Читателя к объекту Вашего описания:
“+” — скорее положительно;
“0” — спокойно-нейтральное;
“—“ — скорее отрицательно
(это — самый сложный случай!).
2. В соответствии с этим выберите из таблицы конкретные подприемы “Фиксации внимания”.
3. Ознакомьтесь с Примерами.
4. Составьте — по аналогии с Подприемами и иллюстрирующими их Примерами — свой текст.
Примечание: здесь важно избежать типовой ошибки! Необходимо точно оценить отношение Читателя именно к описываемому объекту. Скажем, Читатель может быть “ЗА” демократию, и резко “ПРОТИВ” очередных демократических выборов. Поэтому в зависимости от того — каков объект нашего описания: ДЕМОКРАТИЯ или ВЫБОРЫ, полезно применять различные подприемы.
Можно ли не использовать приемы? Можно. Но помните — они получены на значительной статистике публикаций с 1989 по 1996 годы. И лучше начать с них...

Отношение Читателей к объекту описания

Предполагаемые подприемы + 0
1. Описание (а не призывы!) уважительных действий третьих лиц, самого Автора или Читателя по отношению к описываемому Герою, объекту. х   
2. Повтор, подчеркивание Автором своей мысли  х  
3. Прямое обращение Автора к Читателю с предложением:3.1. Вернуться и перечитать текст; запомнить утверждение Автора;  х 
3.2. Вспомнить и осознать свои предубеждения, стереотипы  х х
4. Неожиданное называние Автором предубеждений, стереотипов Читателя, в том месте текста, где Читатель уже был готов высказать свою оценку   х
5. Аналогично п.4, но Автор “присваивает” эти предубеждения не самому Читателю (что, скорее всего, так и есть), а некому немного наивному, неискушенному человеку, которого Читатель будет... оценивать  . х

Скорее всего, у читателя исходное отношение
к объекту описания положительное (+)

Рекомендуемые Подприемы:

1. Описание (а не призывы!) уважительных действий третьих лиц, самого Автора или Читателя по отношению к описываемому Герою, объекту.
Пример №1: “Всякий раз, когда историк научной фантастики доходит до этого великого писателя, возникает естественное желание остановиться и перевести дух. Я даже не говорю о старомодном “снять шляпу”, — уместна хотя бы просто уважительная пауза.
Период “после Уэллса” в научной фантастике уже не может быть описан теми же словами, что и предыдущий. Тут водораздел, поворотный пункт. В главном и в частностях”.
Гаков В., Ультиматум: ядерная война и безъядерный мир в фантазиях и реальности, М., “Политиздат”, 1989 г., с.49.
Пример №2: “ЖЕНЩИНЫ В ЕГО ЖИЗНИ”.
Со своей первой женой, Региной Реншон, Сименон познакомился в новогоднюю ночь 1920 г. в Льеже, где работал журналистом в местной газете. Ему сразу понравилась молодая художница и, как говорил он сам позднее, “я стал искать ее общества”. Три года спустя они поженились, но вот беда: Тиги (так прозвал свою подругу Жорж) оказалась страшно ревнивой. Это обстоятельство несколько угнетало жизнелюба и донжуана, каким был в молодости уважаемый писатель. (Говорят, что под конец жизни Сименон поведал в частной беседе, что всего у него было... десять тысяч женщин. Фантазии выжившего из ума старика, скажете вы и будете совершенно правы, но, черт побери, хочется встать и снять шляпу.)”
Маденов Д., Журнал “Мир звезд”, 1990 г., №1., с.25.

Скорее всего, у читателя исходное отношение
к объекту описания нейтрально-спокойное (0)

Рекомендуемые Подприемы:

2. Повтор, подчеркивание Автором своей мысли
Пример №3: “... в прежней Третьяковской галерее огромное значение имеют стены, та исторически сформировавшаяся геометрическая среда, где живут (я настаиваю на этом слове), — живут величайшие творения нашего искусства.”
Захаров М.А., Контакты на разных уровнях, М., “Искусство”, 1987 г., с. 157.
Пример №4: “Андрей Андреевич внимательно выслушал наши неуверенные суждения и кисло усмехнулся. Андрей Андреевич был прав в своей улыбке. (Это лучшая фраза, сочиненная мною и я на ней настаиваю)”.
Захаров М.А., Контакты на разных уровнях, М., “Искусство”, 1987 г., с.236.
Пример №5: “Люди рождаются равными.”
Фраза громкая — и вряд ли точная. Кажется, она в основе американской конституции; повод для размышлений.
Люди рождаются разными.
Разница лишь в букве, но, вероятно, фраза более точная. За долгую жизнь не знал ни одного человека, похожего на другого; сходство — встречалось, подобие — никогда”.
Трауберг Л.З., Избранные произведения в 2-х томах, том I, М., “Искусство”, 1988 г., с.318.

3. Прямое обращение Автора к Читателю с предложением:
3.1. Вернуться и перечитать текст; запомнить утверждение Автора.

Пример №6: “Граффит был умнее. Он не ссылался на “чистоту рас”. В спешно написанной брошюре “Подъем и упадок свободного слова в Америке” он настаивал на своем праве толковать историю. Протесты и критику он объяснял “нетерпимостью” демагогов, ненавидящих свободу пропаганды и кино. Запомним это слово “нетерпимость”.
Трауберг Л.З., Избранные произведения в 2-х томах, М., “Искусство”, 1988 г., с.124.
Пример №7: “Но даже у одиночек есть друзья — такие же одиночки. Личности, которые любят общаться с другими личностями, чтобы поговорить о том, какие они личности и что такое сугубо индивидуальное и ни на что не похожее они собираются сотворить сегодня (рекомендую перечитать эту фразу, в ней есть смысл)”.
Д. Снайдер, Курс выживания для подростков, журнал “Ровесник”, 1989 г., N 9. с.24.
Пример №8: “Все, что нажито и построено сверх положенного по закону, должно быть изъято” (“Известия” 1987 г., №9). Поучительно, что и Е. Лосото, и П. Жураховский, и почти все сторонники экспроприации имущественных и денежных излишков в общих рассуждениях ополчаются против неправедных доходов, а в конкретных предложениях почему-то с редким единодушием требуют “раскулачивания” только тех, кто чересчур наживается за счет приусадебного участка, ремесла, таланта. Вернитесь к приведенной выше фразе: “Все, что нажито сверх положенного по закону...” Не о незаконных доводах вовсе идет речь, а о том, что закон должен определить количественный предел состояния. Какими же способами состояние обретено, — об этом ни звука! И изобретатель, давший стране миллиарды рублей экономии, и строитель, десятилетия проработавший в Заполярье, и поэт, стотысячные тиражи которого расхватываются читателями за считанные часы, — все уравниваются в правах, ставятся в один ряд со взяточником, казнокрадом, чиновником от литературы, навязывающим зависящим от него издательствам и журналам свои бездарные, малограмотные, зато очень пухлые романы”.
Нуйкин А.А., Идеалы или интересы ?, М., “Книга”, 1990 г., с.80.
Пример №9: “Употребляйте ординарные слова и простые конструкции. Пишите короткими предложениями, но не все из них должны быть так коротки, чтобы вызывать эффект “стаккато”. Устраняйте “стаккато” связыванием двух предложений (как я здесь это сделал словом “но”), но делайте это не часто, так, чтобы придерживаться, за редким исключением, правила: “Одна идея на предложение”.
Вы можете помочь себе выработать хороший фирменный стиль, если будете тренироваться говорить хорошо. При беседах говорите медленно, выбирайте слова осмысленно, заканчивайте фразу. Вы должны быть в состоянии передать больше информации в единицу времени, чем тот, кто говорит быстро, но вставляет “Вы знаете?” — и облекает свои фразы в бесконечно длинные предложения, заполненные пустыми словами”.
В. Будз, Как писать научную статью, журнал “Техника и наука”, 1978 г., N 3, с. 35.

3.2. Вспомнить и осознать свои предубеждения, стереотипы.
Пример №10: “Сади Карно.
О чем мы подумали, услышав это имя? Ручаюсь: “А-а, цикл Карно! Тот самый идеальный круговой процесс, с которым сопоставляются все теоретические циклы, совершающиеся при одних и тех же температурах теплодатчиков и теплоприемников”...
Хочу добавить к вашему представлению о Карно кое-что “чисто человеческое”. Сади исполнилось всего восемнадцать лет, когда он закончил Парижскую политехническую школу и был принят “на службу военных инженеров...”
Маркуша А.М., Чудеса на колесах, М., “Детская литература”, 1970 г., с.72-73.
Пример №11: “Будьте только внимательны, читатель, и вы скажете, что первый прием применен в предыдущей строке; это — прямое требование внимания от слушателей. Вы также скажете, что второй прием, столь же простой и естественный, это, конечно... пауза.
Третий прием заключается в употреблении — и надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, — вставных предложений.
Четвертый прием, как вы уже догадались (не правда ли, проницательный читатель?), — это риторическая фигура — обращение к слушателям с неожиданным вопросом.
Перейдем к пятому приему, после которого останутся только два; из них последний, седьмой, — самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту, мне кажется, удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании: шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его. Я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание.
Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимательные слушатели получают толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, — и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.
Седьмой прием, как видели читатели, заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии.”
Сергеич П., Искусство речи на суде, М., “Госюриздат”, 1960 г., с.317-318.

Скорее всего, у читателя исходное отношение
к объекту описания отрицательное (—)

Примечание: известно — переубедить Читателя — самое трудное... Поэтому к ниже перечисленным приемам следует относиться как к повышающим вероятность такого переубеждения, но не гарантирующим ее. Поскольку известно — восприятие текста скорее определяется жизнью Читателя, чем самим текстом.
Рекомендуемые Подприемы:

4. Неожиданное называние Автором предубеждений, стереотипов Читателя в том месте текста, где Читатель уже был готов высказать свою оценку.
5. Аналогично п. 4, но Автор “присваивает” эти предубеждения не самому Читателю (что, скорее всего, так и есть), а некому немного наивному, неискушенному человеку, которого Читатель будет ... оценивать.

Пример №12: “Основополагающей реальностью переговоров, которая легко забывается в процессе осуществления международных и деловых контактов является тот факт, что мы имеем дело не с абстрактными представителями “другой стороны”, а с людьми. Ваши партнеры за столом обладают эмоциями, глубокой приверженностью к определенным ценностям, различными жизненными основами и взглядами, более того, они непредсказуемы. Кстати, как и Вы”.
Р. Фишер, У. Юри, Путь к согласию или переговоры без поражения, М., “Наука”, 1990 г., с. 34.
Пример №13: “А по белому офису фирмы Kami ходят девушки. Это компьютерные девушки. Необычные девушки. Они тонки, они шелковисты и невесомы. Шпильки плюс ноги. (Нет, если женщины так красивы, просто не может быть, чтобы они были так умны, ну не может, говорят себе обычные мужчины). Когда компьютерные девушки думают, в зале нарастает легкое напряжение, запах духов усиливается и электрический ток бьет с экранов, девушки думают, девушки пишут программы, и развившиеся их кудри колышутся в теплом воздухе кондиционеров”.
Поспелова Ю., Подвиг программиста, журнал “Домовой”, 1994 г., №3, с. 54.
Пример №14: “Был хороший праздник в школе. Ты о нем не позабудь! Октябрятам прикололи Звезды красные на грудь.
Задание: “С каким настроением ты прочтешь эти стихи?” Насчет настроения не знаю, но могу сказать, что читала эти строки с чувством некоторого содрогания. Строки, не стихи, хотя это называют стихами в учебнике. В том и фокус: вроде и рифма какая-никакая есть, и ритм вроде присутствует, и написано в столбик (для неискушенного читателя — главный признак), а не стихи. Но детям-то внушают, что это и есть поэзия! И они верят! И разочаровываются на всю жизнь. Потом никакая сила не заставит обратиться к поэзии”.
Рябцева С.Л., Диалог за партой, М., “Просвещение”, 1989 г., с.84.

Ориентировочный срок выхода книги-методики ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ — 1997 год.
В книге содержится: несколько десятков журналистских и литературных приемов плюс несколько сотен иллюстрирующих их примеров. Издание предназначено для: учителей словесности, журналистов, референтов, преподавателей вузов, политических деятелей и т.п.
Все, кто заказывает эту книгу заранее, получат ее по почте со значительной скидкой. Заказы в произвольной форме — на открытках или в письмах — Вы можете присылать по адресу:
190031 г. Санкт-Петербург а/я 406,
Дирекция Системы “ТРИЗ-ШАНС”.


Рекламные Идеи
All rights reserved. Перепечатка материалов сервера без письменного согласия редакции запрещена.
Development and Support by Segmenta media