"New Moment Ideas Campus: идеи вокруг нас!"
TzwSVsOw TzwSVsOwГоворят, что для рождения хороших идей нужна соответствующая среда. Какая именно - в двух словах не опишешь. Свободная, дружелюбная, в меру беззаботная, не в меру богатая впечатлениями, игровая, соревновательная, непредсказуемая...
Короче, примерно такая, какую попытался создать Драган Сакан в крошечном словенском городке Пирано, собрав туда рекламную братию на своеобразный "творческий слет" под названием Ideas Campus. | |
Эту имиджевую картинку можно было видеть на открытках, буклетах, полотенцах, сувенирах и даже... на море каждый вечер Как организовать движение солнцаК счастью, никто никого не учил. Драган Сакан, как честный человек, провозгласил манифест, в котором сообщил, что Ideas Campus не является школой креатива, а всего лишь представляет собою место массового скопления творческих людей. От участников не требовалось ничего, кроме любопытства и открытого сердца. Любопытства было достаточно, а вот о сердце разговор особый. Во-первых, в манифесте отмечалось, что у всех собравшихся сердца "временно переносятся" на правую сторону (чтобы быть поближе к творческой части мозга). Для пущей достоверности нам были выданы футболки с нарисованным справа сердечком. Во-вторых, эмблемой события стало то ли закатное солнце, то ли горящее сердце над морем. И в первый же вечер гости, прогуливаясь по открытой террасе во время приветственного коктейля, с изумлением увидели над Адриатикой точно такой же пейзаж. Возникло чувство, что Драган Сакан все это специально подстроил - впрочем, почему бы и нет? А когда настал день прощания, все мы получили соответствующий "идейный" сертификат и в придачу к нему - особый словенский пряник в виде сердца: вкусный, красивый и не черствеет (кому нужно черствое сердце?). Итак, Ideas Campus ставил своей задачей создание среды, провоцирующей общение и пробуждающей чувства. Среда формировалась методично и по нарастающей: почти за три месяца до начала событий каждый из 154 гостей еженедельно получал сообщения по электронной почте, и все они носили личный характер; проблемы с трансфером и расселением отсутствовали; программа действий была отпечатана в виде мощного буклета и ни разу не нарушилась; кормление граничило с закармливанием; и каждый увез с собой бесчисленное количество полезных и бесполезных "символических" предметов: большие пляжные полотенца с вытканным морем и солнцем, толстые альбомы с чистой бумагой для фиксации идей, "идейный" солнцезащитный крем, состав которого можно было регулировать, повернув крышечку, футболки, пляжные сумки, специальное "идейное" вино, способствующее вдохновению, шоколадки с сердечками, подушки на кресла... Все девушки из оргкомитета были наряжены в синие платьица и желтые шарфики - колорит Ideas Campus; в перерыве между лекциями выходит специально обученный актер и показывал фокусы на тему Ideas Campus (потом каждый участник получил желто-синий магический мешочек с приспособлениями для производства этих фокусов), а в один прекрасный день каждый из нас нашел у себя на подушке хорошенькую коробочку, из которой при открывании внезапно вылетал длиннющий сине-желтый "язык" с ядовитой надписью: "Творческие идеи всегда неожиданны". По правде сказать, фирменный стиль в столь развернутой форме встретишь не часто! Над всем этим витала специальная песенка и слоган про то, что "Ideas are all around us". Замысел устроителей очевиден: забавный сувенир хочется увезти с собой и кому-нибудь подарить; так что теперь можно смело утверждать, что идеи творческого слета расползлись из Пирано по 25 странам, приславшим своих представителей. Как произвести впечатлениеПроще всего это сделать с помощью моря и музыки. Именно поэтому самая крупная яхта Словении "Великий Вихарник" (по-русски "Создатель больших вихрей") была отдана на растерзание творческим салагам, которые под руководством капитана с готовностью тянули какие-то веревки, поднимали паруса и ползали с одного борта на другой, повизгивая от избытка чувств. "Великий Вихарник" с хорошим креном и на приличной скорости летал вдоль всего словенского побережья (благо оно всего 42 км); а главный редактор нашего журнала даже был допущен к штурвалу и потом с гордостью рассказывал, как он обогнал две какие-то неповоротливые яхты. Естественно, все эти упражнения производились под присмотром профессиональных моряков, однако каждый себя почувствовал "приобщившимся к стихии". Заплывы на этом не кончились. В один прекрасный вечер произошел ужин на корабле, во время которого подавали спагетти с мидиями в раковинах - кушанье весьма специфическое. При этом ветер на открытой палубе был столь ощутим, что все "зубры" Ideas Campus, включая Драгана Сакана и Боба Гарфильда поедали свои макароны в импровизированных шапочках, сооруженных из столовых салфеток. Зрелище трогало до слез и чем-то напоминало трапезу в сумасшедшем доме. Впрочем, море - это всего лишь вода, особенно если есть настоящая музыка. В Пирано она почти каждый вечер звучала в старинном театре Тартини, но при этом вовсе не была старой! Виртуозная красавица-пианистка Марина творила чудеса с народными балканскими мелодиями - слушая ее аранжировки казалось, что все мы тоже немножечко сербы, хорваты, словенцы и даже где-то из Одессы-мамы. Звезда Горан Брегович, сочинивший музыку ко всем фильмам Эмира Кустурицы (Arizona Dream, Undergroung и пр.) оказался напрочь лишенным звездных замашек и покорил всех своею искренностью, талантом и "Духовым цыганским оркестром свадеб и похорон".
А еще был потрясающий словенский скрипач Миха Погачник. Только ради него уже стоило ехать в Пирано! Он сыграл всего две вещицы - Моцарта и Баха. Играл по кусочкам, фразу за фразой, комментируя и тут же обозначая фломастерами на листе ватмана все драматические изгибы в мелодиях этих маленьких шедевров - но комментарии его касались вовсе не музыки! Он говорил о жизни: о смелости и нерешительности, о разнице между чувствами и эмоциями, о кризисе среднего возраста и о том, как надежда приходит на смену сомнениям... Голос скрипки звучал как голос самого Моцарта, а Миха, не боясь показаться смешным, в лицах изображал окружающую нас действительность, и, не выпуская смычка из рук, добавлял новые и новые линии к рисунку, а потом исполнил все целиком, от начала до конца. И зал боялся вздохнуть. На самом деле все было сделано правильно. Речь идет о выходе за рамки жанра вообще, и о выходе за рамки рекламного жанра в частности. Ведь если ты берешься творить сам, то почему бы не посмотреть, как это делают другие? Глядишь - и заразишься чьей-нибудь харизмой! Родина моя - Белоруссия...Хотите новость? Оказывается, знаменитый рекламный журналист Боб Гарфильд - белорус! Он сам признался мне, что его дедушка с бабушкой жили в Минске. Теперь понятно, почему Гарфильд такой белокожий; а ведь на кампусе ему назначили время для общения с публикой с 14 до 16 часов, причем на пляже! В программе это злорадно называлось "beach time with Bob Garfield", а сам он обреченно объяснял окружающим: "В 14 часов вы меня сможете найти очень легко: на берегу я буду самым белым; в 15 часов вы тоже с легкостью найдете меня: я буду самым красным. А в 16 часов вы сможете запросто найти меня в госпитале!" Возможно, именно поэтому свою главную речь Гарфильд прочел после захода солнца в прохладном театральном зале. Его выступление было обозначено в программе как "Big idea". Лучше, чем идея кампуса может быть только идея кампуса"Канны - это замечательное место, которое состоит из волшебных мостов, великолепных башен, спокойного моря и самых красивых женщин, которых только могут сотворить деньги. И, конечно, это место фестиваля кино, когда туда съезжаются все голливудские звезды. К тому же это место фестиваля рекламы. Сам рекламный фестиваль - это грандиозная вечеринка. Все очень нарядно и празднично, единственная проблема - реклама тошнотворна. Из 7000 работ, представленных в Каннах, невозможно смотреть 6925. Что мы видим? Нарочитые видеоэффекты, навязчивый режиссерских подход, секс и вульгарщину, несмешные, неподходящие и ворованные шутки. Практики рекламы в Каннах успеха не добиваются. Это ужасно, и с этим нужно что-то делать. Вот потому-то я и хочу предложить вам 10 правил Боба Гарфильда, которые помогут вам навсегда разрешить некоторые проблемы - пятнадцатилетний опыт работы дает мне это право. Все что я сейчас скажу - достаточно очевидно, и я уверен, что все это вы знаете и так.
Кроме публичной лекции белорус Гарфильд дал еще и интервью для нашего журнала: - Как вы оцениваете идею проведения креативного кампуса? - У кампуса два главных достоинства: здесь вы можете встретить талантливых людей разных профессий, и у вас появляется возможность видеть и делать вещи, которые вы обычно не делаете. Существуют люди с воображением и без него. Причем научить человека фантазировать невозможно. Но зато можно собрать вместе людей с богатым воображением и столкнуть их с новыми идеями, которые расширят их возможности. Реклама - это очень художественное занятие, в котором используются элементы прикладного искусства; а воображение необходимо для того, чтобы справляться со сложными задачами. Для меня реклама сродни математике: перед вами стоит задача, и с помощью последовательных шагов вы приходите к какому-то решению. Для того, чтобы решить задачу всегда требуется воображение и понимание. Решение, которое используется в рекламе, состоит из художественных элементов. В их числе - язык, изображение, музыка. Именно поэтому рекламу очень легко спутать с художественным искусством. - Вы утверждает, что "люди глупы". Почему же тогда нужно заботиться о качестве рекламы, ведь они не смогут оценить хорошую идею? - На то есть две причины. Во-первых, реклама воспринимается в той среде, где человек живет, и плохая реклама засоряет эту среду. К тому же трудно проникнуть за броню потребителя, победить его враждебность, подозрительность, апатичность. А ведь когда человек сталкивается с плохой рекламой, эти качества в нем усиливаются. С помощью хорошей рекламы мы вычищаем среду. Во-вторых, если ваша цель - получить награду, вы никогда не достигните гениальности, потому что всегда будете впадать в крайности. "Четырехзвездная" реклама - это Marlboro, Snickers (USA), сигары Hamlet . Эта реклама полностью связана с потребителем. Значение брэнда присутствует с самого начала. А между оригинальностью и изобретательностью существует большая разница! Оригинальность - это стремление сделать нечто такое, чего никто ранее не делал. Но кого это волнует, кроме вас? Изобретательность - попытка использовать весь интеллект, чтобы придти к единственно правильному решению. И вот тут-то может случиться, что до вас никто больше не додумался до такого решения. А оптимальное решение - это такое, которое точнее всего передает послание потребителю. - А как насчет юмора? - Юмор - это замечательный технический прием, ведь очень важно, чтобы человек не переключился на другой телеканал во время рекламного блока. Однако я не верю, что существует какой-то один идеальный способ рекламировать, что рациональная реклама лучше эмоциональной и пр. Это все равно, что сравнивать тележку в универсаме и бормашину дантиста. - Что вы думаете про рекламу в Интернете? - Сегодня я подключился к Интернету для того, чтобы найти необходимую информацию, а меня принудительно отправили к модулю рекламы. Таким образом, вся система моего поиска была разрушена, я потерял время и деньги - ведь за такую рекламу платит потребитель! Если я смотрю телевизор, я могу не обращать внимания на рекламу, если я читаю журнал, я могу перевернуть страницу, но если я ищу информацию в Интернете, я никогда не стану нажимать на рекламу. К чему? Я найду то, что мне нужно и без нее! - Вы очень критично отзывались о Каннах... - В Каннах провозглашаются неправильные ценности, они портят "экологическую обстановку" в рекламном бизнесе. Существует нормальный алгоритм: "клиент- рекламист- потребитель". Люди, которые делают рекламу для фестивалей, часто не имеют реальных заказчиков; у них есть другая цель: победа в Каннах. Они делают рекламу ради рекламы. А потом в качестве награды они получают право делать кому-то рекламную кампанию - и снова делают рекламу ради рекламы, т.к. уже не могут иначе. Потому-то я и говорю о "нарушении экологии". Из всех фестивалей только на "Золотом барабане" можно чему-то научиться и расширить свои знания. Хотя со временем и он тоже может превратиться в вечеринку..." Разноцветные "яблочки"Гарфильд, конечно, оригинал; но если все его слова принимать за чистую монету, то недолго остаться и на Бобах. Тем более, что у других участников кампуса было свое мнение на этот счет.
Скажем, worldwide planner небезызвестной фирмы Apple Нина Милошевич рассказала о том, как происходит сотрудничество известной марки с рекламным агентством TBWA-Chiat/Day (Лос-Анджелес). "Мы делаем продукт, который помогает человеку изменять мир и быть креативным. В это верят и сотрудники фирмы, и потребители, и рекламисты, с которыми мы работаем. "Think different" - это не только слоган, это часть миссии фирмы. Чрезвычайно важно уметь разглядеть большой потенциал внутри простой идеи, такой как идея рекламы Apple. А многие проходят мимо простых идей, потому что не видят их потенциала: простота отпугивает! Наш продукт рекламируется не так, как это принято: мы ничего не говорим о свойствах товара, о его достоинствах и сфере применения. Темой для рекламной кампании стала простая мысль о дизайне и цвете оболочки компьютеров". Модели компьютеров iMac Indigo, Snow, Ruby, Green были показаны только с точки зрения цвета под музыку из популярных песен. Звучал Джон Леннон и другие авторы, звучали слова про различные краски, а в финальном ролике был показан хоровод разноцветных iMac'ов и использована песня Rolling Stouns "Верхом на радуге". "Простая идея о том, что компьютер помогает людям быть креативными, оказалась и перспективной, и продуктивной. Брэнд заявляет, что увлеченные люди могут изменить мир, и эта мысль находит множество сторонников". По наблюдениям ХХХ брэнд становится успешным в том случае, если соблюдаются нехитрых правила:
Какой половиной мозга думает копирайтер?Американский психолог, доктор психологии Катарина Лукатела обозначила качества, принципиально важные для креативного директора. В их числе:
Катарина заметила, что чувство юмора и любовь к игре чрезвычайно показательны для творческой личности. И, конечно, ничуть не менее важно умение читать эмоции других людей и устанавливать между членами команды эмоциональные отношения. Ни для кого не секрет, что каждое из полушарий головного мозга отвечает за свою сферу деятельности. Слева все рациональное: лингвистика, математика, аналитика. Справа - интуитивные явления; такие, как музыка, юмор, взаимоотношения. Ничего удивительного в этом нет: по мере того, как человек совершенствовался, мозг увеличивался; и его части специализировались на различных видах деятельности. Разные участки мозга креативны по-своему. И для того, чтобы процесс творчества происходил активнее и эффективнее, нужно делать зарядку для головы, заставляя взаимодействовать части мозга и в том, и в другом полушарии. Сделать это можно, решая самые различные, порой безумные задачи. Как изобразить закат музыкальными средствами? Как нарисовать музыку? Как увидеть в предмете то, чего никто больше не видел? Как придумать новое слово, новое значение привычного слова, или новый синоним к старому понятию?.. Если все это удается, и вдобавок вы способны представить себе креативность других людей - коллег и аудитории - то вы прямо-таки обречены быть креативным директором! Во всяком случае, всем взрослым креативным особям рекомендовано:
Дисней и безалкогольная водкаЕсли же идеалы креативности чуть-чуть недостижимы - не огорчайтесь! На кампусе шла речь и о творческих технологиях. Тренер-консультант Алекс МакКи объяснила слушателям, что процесс создания чего-то нового по технологии Диснея базируется на трех точках, имя которым "Мечты", "Реальность", "Критика". Все эти три стадии процесса следует разделять. Начало пути - в точке "Мечты". Затем идет остановка по имени "Реальность": закройте глаза и вообразите, как будут ваши фантазии выглядеть на практике и что нужно сделать, чтобы это случилось. Далее - черед "Критики": скажите себе всю правду по поводу собственных мечтаний. Получилось? Не переусердствовали? Значит, пора возвращаться к мечтаниям, но только на этот раз мечтать рекомендуется на "критической основе". Потом снова будет "Реальность", и снова "Критика"... И так три раза по замкнутому кругу, потому что все точки в равной мере необходимы:
Вниманию почтеннейшей публики была предложена и технология идеального брифа на примере тренировочного задания по созданию рекламной идеи для безалкогольной водки "Красная площадь". Бриф включал в себя шесть пунктов:
В импровизированном конкурсе на лучшую рекламу этого загадочного продукта были отмечены словенский юноша Марко, предложивший слоган "0% of alcohol, 100% of personality" и польская девушка Агата со слоганом "Absolut nonsens". Эти и другие победители получили в качестве приза... ну, конечно же, водку; причем абсолютно полноценную. Ричард Майерс о сильных чувствах...Еще одной яркой личностью на кампусе был Ричард Майерс, шеф креативного подразделения Saatchi & Saatchi в Европе. Пару лет назад он возглавлял жюри московского международного фестиваля рекламы, и вел себя очень прилично. Зато в Пирано Майерс позволял себе самые смелые выходки! На ежедневных занятиях он то позировал нам для портрета, то учил изображать шум дождя, бить в несуществующие барабаны, плавать без воды и бороться с воображаемыми насекомыми. Он также сказал, что истинно креативные люди всегда неудовлетворены ситуацией, и именно неудовлетворенность заставляет их искать новые решения. А в небольшом интервью он поделился с читателями нашего журнала своими мыслями о брэндинге: "Важно правильно понимать слово "брэнд". Оно подразумевает имя, характер и асссоциации. Можно создать брэнд рекламными методами - это самый быстрый способ. Но нужно, чтобы у потребителя возникла привязанность к брэнду - потому, что потребитель тоже им "обладает". Наша задача состоит не только в том, чтобы создать брэнду известность. Мы хотим развить ситуацию так, чтобы потребитель испытывал по отношению к продукту определенные эмоции, причем положительные. Например, трудно заставить потребителя поверить, что один стиральный порошок лучше другого. Нужно, чтобы брэнд стал частью образа жизни. И если вам не удастся развить сильные чувства относительно брэнда и сделать его частью бытия, - то вы проиграете...". Ходят упорные слухи, что первый Ideas Campus - это только "проба пера". Интересно, что придумает Драган Сакан на следующий год?.. |