Untitled Document
В предыдущей статье серии “Ав-
торское право в рекламе” (“ЭС” №16 май 1996г.) мы рассмотрели самые общие вопросы
данной проблематики. Так мы выяснили, что является объектами авторского права
в рекламе, какие существуют виды авторских правомочий и какова общая модель
взаимоотношений различных субъектов при использовании произведений авторского
права в рекламе.
Полученные нами отклики свидетельствуют о неподдельном интересе к данной теме.
За это огромное спасибо. Вместе с тем, Ваши вопросы и предложения заставили
нас несколько изменить последовательность изложения намеченных тем. Так, вместо
запланированного детализирования проблемы взаимоотношений между РекламоПРОИЗВОДИТЕЛЕМ
и АВТОРОМ мы остановимся на том, а зачем заниматься решением вопросов авторского
права в рекламе РекламоДАТЕЛЮ (далее — ЗАКАЗЧИК) и РекламоПРОИЗВОДИТЕЛЮ (далее
— РЕКЛАМИСТ).
Целью настоящего материала является попытка доказать и тем, и другим, насколько
важно и выгодно каждому из них профессиональное решение проблем авторского права
в рекламе.
Зачем это Заказчику?
Будем исходить из того, что Заказчик поручил Рекламисту сотворить нечто, что
находится в нашей таблице объектов авторского права (смотри предыдущий материал),
например, радиоролик или листовку. Как это уже говорилось, на языке права это
называется ПРОИЗВЕДЕНИЕМ авторского права. В подобной ситуации у Заказчика есть
как минимум три причины для пристального внимания к данному вопросу.
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ —
гарантия оригинальности
Во-первых, Заказчик заинтересован получить гарантии оригинальности ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
а также его составных частей. Иными словами, гарантии отсутствия плагиата. Для
иллюстрации — ситуация.
ПРИМЕР. Во время утверждения сценария радиоролика Заказчик высказал пожелание,
чтобы его товар ассоциировался у слушателей с известной и очень веселой мелодией.
На студии ответили — без проблем! Выбрать подходящую мелодию не составило большого
труда, и радостные Заказчик (получил, что хотел) и Рекламист (заказ сдан и отработаны
деньги) ударили по рукам. Позже, когда к Заказчику пришло письмо от адвоката
известного композитора, автора той самой мелодии, Заказчик понял, что использованием
данной мелодии без согласия Автора были грубо нарушили авторские права композитора.
Не вдаваясь в подробности дальнейшего разбирательства между Рекламистом и Заказчиком
о том, кто виноват, отметим, что композитор положенный ему гонорар, умноженный
в несколько раз ввиду пикантности ситуации, получил.
Этот пример — модельный, однако поверьте, в реальности похожая ситуация уже
была. Это случилось на одной из питерских радиостанций с музыкой Микаэла Таривердиева.
Данный пример показывает, насколько актуальна была бы гарантия производителя
рекламы относительно оригинальности ПРОИЗВЕДЕНИЯ в целом и его составных частей,
а также отсутствие претензий третьих лиц к Заказчику.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. В договоре с Рекламистом вставить раздел “АВТОРСКИЕ ПРАВА”, одним
из пунктов которого будет распределение ответственности за нарушение авторских
и смежных прав. По данному пункту Рекламист гарантирует авторство ПРОИЗВЕДЕНИЯ
и обязуется самостоятельно и за свой счет отвечать по претензиям третьих лиц,
связанных с авторскими и смежными правами.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ —
передача авторских прав
ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Согласно Закону Российской Федерации “Об авторском праве
и смежных правах” от 09.07.1993 года (далее — ЗоАП) существует определенная
процедура передачи авторских прав. Так по ст.30 “имущественные права, указанные
в ст.16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору,
за исключением случаев, предусмотренных ст. 18—26 настоящего Закона”. Имущественные
права по ст.16 читателям первой статьи данного цикла знакомы, а ст.18—26 посвящены
случаям свободного использования ПРОИЗВЕДЕНИЙ. Более того, в ст. 31 сказано
еще более категорично: “все права на использование произведения, прямо не переданные
по авторскому договору, считаются не переданными”. Таким образом, заключение
авторского договора — в интересах Заказчика. Иначе может сложиться парадоксальная
ситуация, когда Заказчик, заплатив деньги и получив ПРОИЗВЕДЕНИЕ, не имеет прав
на его использование.
ПРИМЕР. Один из банков Санкт-Петербурга заказал рекламному агентству разработать
и напечатать пять тысяч цветных буклетов о себе, хорошем. Составленный юристами
банка договор подряда был подписан и исполнен Рекламистами качественно и в срок.
Когда буклеты кончились, банк решил допечатать буклеты, но не у “дорогих” Рекламистов,
а напрямую в “хорошей” типографии. Банк считал, что заплатив Рекламистам по
договору, он имеет право распоряжаться этим буклетом по своему усмотрению. Однако
приглашенный Рекламистами специалист объяснил банкирам, что по заключенному
с рекламным агентством договору банк не получил имущественных авторских прав
на макет буклета. А тиражирование (воспроизведение) буклета — это действие,
право на совершение которого и есть конкретное авторское правомочие. Согласно
Закону, эти права должны были быть переданы особым образом. Банкиры признали
свою ошибку, однако авторское вознаграждение рекламному агентству не компенсировали,
а отказались от использования “пиратского” тиража, подарив его рекламному агентству.
Что ж — это их право.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. Если Заказчик не желает столкнуться с подобной ситуацией, он должен
побеспокоиться о передаче ему вместе с ПРОИЗВЕДЕНИЕМ авторских прав на его использование.
Как уже было сказано, для этого необходимо заключить авторский договор или вставить
раздел “АВТОРСКИЕ ПРАВА” в смешанный договор с Рекламистом. Про особенности
передачи авторских прав, в частности об объеме, речь пойдет ниже.
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ —
гарантии эксклюзивности
ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА. “Права, передаваемые по авторскому договору, считаются
неисключительными, если в договоре не предусмотрено иное” (п.4 ст.30 ЗоАП).
“Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование
произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права,
и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения
таким же способом” (п.3 ст.30 ЗоАП).
Эксклюзивность (от англ. exclusive — исключительный, единственный) является
составляющей частью объема передаваемых авторских прав. И смеем заметить, весьма
немаловажной. Таким образом, нужно не только подумать о факте передаче Вам имущественных
авторских прав, но и об объеме этих прав. Иначе даже при формулировке типа “...
Заказчику передаются имущественные авторские права на ПРОИЗВЕДЕНИЕ” Вы можете
столкнуться с тем, что, создатель — он же правообладатель ПРОИЗВЕДЕНИЯ, вполне
на законных основаниях (см. выше) сможет еще раз продать, например, Вашим конкурентам,
авторские права на ПРОИЗВЕДЕНИЕ, или, что более вероятно, на его основные составляющие.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. В целях соблюдения конкурентных позиций Заказчику необходимо получение
исключительных авторских прав. Не случайно Закон предусматривает два вида передачи
авторских прав: “... на основе авторского договора о передаче исключительных
прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав” (п.1
ст.30 ЗоАП).
Зачем это Рекламисту?
Полагаем, что думающий читатель-Рекламист уже сообразил, что удовлетворение
Заказчика вышеуказанными благами само по себе может быть не последним фактором
ценообразования услуг Рекламиста. И это правильно! Ведь в результате решения
указанных вопросов улучшается качество работ (услуг) Рекламиста, а за это Вы
вправе претендовать на увеличение Вашего вознаграждения. Однако подлинных высот
в искусстве продажи ПРОИЗВЕДЕНИЙ можно достичь, используя технологию, аналогичную
описанной ниже.
Суть этой технологии заключается в том, что ЦЕНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ
САМИМ ЗАКАЗЧИКОМ в зависимости от объема переданных ему прав. Грубо говоря —
берите столько, сколько сможете ... оплатить.
Образно весь объем авторских прав можно представить в виде девятиэтажного дома,
где каждый этаж — определенный вид использования ПРОИЗВЕДЕНИЯ (рис.1)
У каждого из указанных видов использования (этажей) ПРОИЗВЕДЕНИЙ существует
свой объем прав. Каждый из этих объемов отличается друг от друга по нескольким
параметрам.
l Первый из них — это ТЕРРИТОРИЯ, на которой будет использоваться ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
Можно разрешить использование ПРОИЗВЕДЕНИЯ на территории города, региона, страны
или планеты.
l Второй составляющей объема авторских прав на каждый вид использования
является ВРЕМЯ. Можно разрешить пользоваться ПРОИЗВЕДЕНИЕМ день, месяц, год
или весь срок действия авторских прав (50 лет).
l Третьей категорией, от которой зависит объем передаваемых прав, является
ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ, или как более точно, исключительность конкретного правомочия.
Иными словами, являетесь ли Вы единственным хозяином данных прав на оговоренной
территории в течение оговоренного периода времени или нет. Как Вы уже догадались,
возможно всего два варианта — исключительный или неисключительный объем прав.
Разумеется, что нижней, т.е. стартовой ценой при обсуждении суммы вознаграждения
Рекламиста является себестоимость создания ПРОИЗВЕДЕНИЯ с очень незначительной
агентской надбавкой. Стартовый объем авторских прав определяется Рекламистом,
исходя из специфики конкретного ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Дальнейшее увеличение объема прав,
как конкретного вида использования (площадь этажа), так и количество правомочий
(количество этажей), означает соразмерное увеличение цены.
ПРИМЕР. По словам Игоря Викентьева, заместителя генерального директора по науке
системы консалтинговых фирм “ТРИЗ-ШАНС”, один из его Заказчиков самостоятельно
увеличил стоимость вознаграждения консультантов в четыре (!) раза при увеличении
объема переданных авторских прав.
При этом было бы неверным полагать, что это — очередной прием для обмана Заказчика.
Во-первых, потому, что это не выдумки хитрых Рекламистов, а реалии действующего
законодательства России. Т.е. все это — требования Закона. А во-вторых, использование
этого механизма выгодно не только Рекламистам. Ведь в результате решения всех
вопросов авторского права при создании и использовании ПРОИЗВЕДЕНИЙ коммерческого
искусства, т.е. рекламы, Заказчик получает совершенно иное, гораздо более высокое
качество товара.
P.S. Рассказанное в настоящей статье — лишь надводная часть айсберга использования
авторских прав в рекламе. В следующем материале мы надеемся осветить проблему
возникновения авторских прав у рекламного агентства. Речь пойдет о грамотном
регулировании взаимоотношений АВТОРА и РекламоПРОИЗВОДИТЕЛЯ.
|