[ предыдущая статья ] [ следующая статья ]
YES! No 1(17)
Почему не читают рекламу в вагонах метро
Александр Банкин, консультант по маркетингу
Ответ простой: потому что рекламных материалов, содержащих профессиональный рекламный текст, в вагонах метро на удивление мало. Рекламодатели пренебрегают этой возможностью. И напрасно, поскольку известно, что люди, прочитавшие даже короткий рекламный текст (если он написан профессионалом), существенно чаще вспоминают название фирмы или рекламируемый товар.
Специфика рекламы в метро
Дэвид Огилви, говоря о рекламе в
метро, отмечал одно из ее преимуществ перед всеми
остальными видами рекламы: если человек имеет
возможность ее прочитать, он, скорее всего, это
сделает.
На телевидении переключение
зрителями каналов во время рекламных вставок
приобрело масштабы, катастрофические для
рекламодателей (по к райней мере, в развитых
странах). Это явление даже получило особое
название (zapping), и специалисты выискивают способы
удержать зрителей у телеэкранов во время
трансляции рекламы.
С печатными средствами аналогичная
проблема. Средний читатель при просмотре
журналов задерживает взгляд на одном объявлении
не более 3 секунд, читая только ту рекламу,
которой удалось его заинтересовать.
В метро все иначе. Поскольку
большинство пассажиров метро не имеют с собой
что-нибудь почитать, их внимание обязательно
остановится на плакате, напротив которого они
сидят или стоят. И в течение, как минимум,
нескольких минут, пока поезд идет от одной
станции до другой, люди будут читать ваш плакат
(при условии, что там есть, что читать), если он им
хоть сколько-нибудь интересен.
Этим преимуществом рекламы в метро
до недавнего времени активно пользовались
только издательства художественной литературы,
заполняя большую часть площади плаката
захватывающими выдержками из рекламируемой
книги.
Сколько мест заказывать
Если говорить о плакатах формата
А2 и А3, минимально возможный заказ 50 мест.
Максимальный заказ, по словам директора бюро
"Коммет" Александра Ярилова, был сделан
фирмой Valio - 4000 мест. Западные рекламодатели, как
правило, размещают 1000 - 1500 мест.
Сколько же нужно мест и на какой
срок? Вопрос непростой. Но ответить на него можно.
300 мест, размещенные на 1 месяц,
позволят охватить вашей рекламой 30 - 40%
пассажиров метро. (Здесь пассажирами называются
те, кто ездит в метро не реже одного раза в неделю.
Эта группа составляет около 60% от населения
Петербурга.)
При увеличении числа мест до 600-800
показатель охвата за месяц возрастает до 50-60%. Но
при дальнейшем увеличении числа мест прирост
охвата стремительно уменьшается. Так, увеличив
число плакатов с 800 до 1300, можно получить прирост
лишь в 10% и охватить рекламой около 70-ти процентов
пассажиров метро.
Эта информация была получена в июле
1996 года в результате опроса пок упателей одного
из магазинов, который расположен вблизи станции
метро Купчино. Респондентам предъявлялись
фотографии рекламных материалов, размещенных на
тот момент в метро, с просьбой отмечать те из них,
ко торые они видели. Затем полученные рейтинги
сопоставлялись с количеством и сроком
размещения этих материалов. Несмотря на то, что
все 145 респондентов являлись в то же время
покупателями магазина, данные можно
распространять на всех пассажиров метро,
поскольку рекламные материалы, фотографии
которых предлагались участникам исследования,
были равномерно раз мещены на всех линиях метро,
включая и Московско-Петроградскую (линия 2), на
которой находится станция Купчино.
Таким образом, оптимальное число
плакатов в вагонах метро находи тся в диапазоне
600-800 мест при сроке размещения 1 месяц. Однако
есть весьма существенные замечания.
Эффект цветного пятна
А что произойдет, если разместить
рекламу на более продолжительн ый срок, скажем, 3
месяца, или полгода? Ее эффективность
существенно упадет . Исследование подтвердило
гипотезу цветного пятна. Согласно ей, п ассажиры
метро обращают внимание только на новые плакаты.
Затем, после н екоторого числа контактов,
рекламный плакат превращается для них в ц ветное
пятно на стене вагона, и на этом цветном пятне их
внимани е уже не останавливается, сколько бы этот
плакат ни висел. (Разумеется, воз можны
исключения. Например, собираясь в отпуск, человек
может внимательн о читать рекламу турфирм, на
которую он вовсе не обращал внимание месяц н
азад.)
Проверить эту гипотезу стало
возможным, сопоставив запоминаемос ть рекламных
материалов с их количеством и сроками, в течение
которых он и находились в вагонах. Был введен
интегральный показатель (назовем его
воздействие), вычисляемый как произведение числа
плакатов на срок их раз мещения. Оказалось,
например, что 600 плакатов одной петербургской
фирмы, провисевших в метро 4,5 месяца (воздействие
= 2700), дали запоминаемость н а уровне 5060%, тогда как
1300 рекламных плакатов Пемолюкс, находившихс я в
метро на момент исследования всего месяц
(воздействие = 1300), вызвали зап оминаемость около
70%. И это не единственный пример, когда при
меньшем возд ействии была достигнута большая
запоминаемость. (Заметим, что затраты на
размещение прямо пропорциональны воздействию.)
Вывод простой: после 11,5 месяцев
эффективность рекламных материа лов в вагонах
метро стремительно падает. Но есть выход:
фирма-рекламодат ель может арендовать место на
длительный срок, но менять рекламные матер иалы
каждый месяц-полтора. Это позволит как избежать
возможных проблем с размещением (места в метро
получить непросто), так и увеличить эффективн
ость рекламы.
Но помним о главном: содержание прежде всего
Неудивительно, что запоминаемость
рекламы оказалась тесно связа на с тем, что
изображено на плакате. Лидером по запоминаемости
оказался т от же плакат Пемолюкс его видели за
месяц около 70% пассажиров. А у плаката Nordic при
сопоставимом показателе воздействия
узнаваемость была гораздо ниже. Если вспомнить,
плакат Пемолюкс это крупное, ч еткое, выдержанное
в одной цветовой гамме, контрастное изображение
това ра, занимающее почти всю площадь плаката. В
отличие от него, реклама Nordic выполнена в более
пестрых тонах, содержит более мелкие элементы и
ее отличает более сложный дизайн.
Беседуя с коллегами-маркетологами,
мне неоднократно приходилось слышать, что
продавец слеп к своему товару. Имелось в виду, что
для ф ирмы, продвигающей товар, и для ее
рекламного агентства этот товар наход ится в
фокусе внимания и интереса.
Поэтому, как рекламодателю, так и
рекламисту, нелегко привыкнуть к мысли, что
большинство людей не собираются посвящать их
товару ни достат очного времени, ни внимания; что
люди не склонны ни разглядывать рекламу, ни
зачитываться текстами о фирме или товаре. Все, на
что можно рассчитыва ть это несколько секунд,
чтобы привлечь внимание целевой группы, и есл и
это удалось (О, удача!), передать в очень краткой и
простой форме сгусток в ыверенной информации.
Иными словами, рекламное сообщение должно быть
ма ксимально удобным для восприятия. Можно
спросить: Кто же этого не знае т? Но много ли
рекламных материалов соответствуют этому
принципу?
Выход в метро лучше спланировать заранее
Получить достаточное количество
рекламных мест в метро довольно сложно. Например,
чтобы разместить рекламу формата А2 с января 1997
года, нужно было беспокоиться еще в апреле 1996-го.
Несколько сотен мест, конечно, может найтись, но
чем больше мест вам нужно, тем сложнее будет их
получить. Поэт ому позаботиться об этом лучше
заранее.
В московском метро цены выше, и с
местами проще. В Петербурге политика другая. Цены
не поднимаем принципиально, иначе для наших
рекламодателей места становятся менее
доступными. Нам звонят и спрашивают, есть ли
места. Дежурный отвечает. Как правило, кто хочет,
тот добьется, говорит директор рекламного бюро
"Коммет" Александр Ярилов.
Принять во внимание следует и то,
что оперативно менять рекламу в м етро не
удастся. По словам Александра Ярилова, поставить
рекламу можно за неделю, а снимать как минимум
две недели, а то и больше. Дается команда: такую-то
рекламу снять. Она подвернулась - ее сняли. Но
может случиться так, что вагон ночует чуть ли не
месяц неизвестно где, или может уехать в депо и
вообще не появляться. Поэтому возможно увидеть
рекламу рождественской ярмарки и в апреле.
Размещение рекламы в метро, а тем
более регулярное, требует очень х орошего
планирования. Не только потому, что сложно
получить места. Есть и другие подводные камни.
Для телевизионной рекламы установлено, что число
критических замечаний к рекламе со стороны
зрителей возрастает при увеличении числа
просмотров.
Если предположить, что это имеет
место и для рекламы в метро, то необходимо
предусмотреть оперативную замену рекламных
материалов, прежде чем они успеют надоесть
пассажирам. Иначе, при большом числе контактов,
реклама в лучшем случае будет игнорироваться
пассажирами (эффект цветного пятна), а в худшем
вызывать критические замечания и негативные
эмоции, которые будут автоматически
переноситься на рекламируемый товар.
Иными словами, разместив один
материал, нужно иметь наготове следующий, чтобы
заменить им первый через месяц-полтора (если,
конечно, кампания рассчитана более, чем на два
месяца). То есть, без планирования не обойтись.
И в заключение, хочу отметить, что
нам в Петербурге повезло: реклама в метро у нас
организована хорошо. Например, в московском
метро нет возможности размещать плакаты формата
А2, а в основном преобладают наклейки формата А3,
которые выглядят менее эстетично, да и могут
пойти пузырями. Реклама в петербургском метро, с
одной стороны, предоставляет больше
возможностей для рекламодателей и рекламистов и,
с другой, более эстетична и упорядочена с точки
зрения пассажиров.
Петербургское метро очень мощное
средство рекламы, однако эффективно
использовать его совсем не просто. преобладают
наклейки формат а А3, которые выглядят менее
эстетично, да и могут пойти пузырями. Реклама в
петербургском метро, с одной стороны,
предоставляет больше возможностей для
рекламодателей и рекламистов и, с другой, более
эстетична и упорядочена с точки зрения
пассажиров.
Петербургское метро очень мощное
средство рекламы, однако эффективно
использовать его совсем не просто.
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ]