Провокация в защиту инвалидов
Юлия Бурлакова, редактор рубрики "Брэнд - людям!", зам. редактора журнала "Рекламные Идеи". Сентябрь 2003 Вы бы отважились провести интерактивную социальную акцию, цель которой – воспитывать владельцев дорогих BMW и Mercedes? Лично я бы не отважилась. А вот Эрик Стендзениекс, креативный директор агентства ZOOM, Рига, не то что отважился, а полностью изменил поведение распоясавшихся водил по отношению к водителям-инвалидам. Некоторые российские коллеги охарактеризовали акцию как «агрессивную по отношению к нарушителям». Убедитесь сами! | |
Заказчиками необычного мероприятия стала некоммерческая организация Aperions (помощь инвалидам). Задачей было освободить места для парковки автомобилей водителей-инвалидов. Вот как автор акции описывает происходившее: «Прекрасный августовский день, мы находимся рядом с огромным торговым центром. Сотни людей проходят через автоматические двери, так что они никогда не закрываются. Парень в инвалидной коляске, улыбаясь белоснежной улыбкой, продвигается в сторону темно-синего BMW. Этот автомобиль только что припарковался на месте, помеченным знаком «парковка для инвалидов». За парнем в инвалидной коляске следует бесчисленное множество репортеров и телекамер. Парень в инвалидной коляске обращается к водителю BMW: - Да здравствует счастливчик! Вы только что так элегантно и грациозно припарковали свой автомобиль на место со знаком «Только для инвалидов»! Вы инвалид? Нет? Уаууу! Поцелуи и объятья нашему победителю! Вы только что выиграли специальный приз – «Счастливый день в инвалидной коляске!» Нет, правда, это стыдно, что вы используете только одно преимущество из жизни инвалидов. Вы ограничиваете себя! Прямо сейчас вы сможете наслаждаться полным спектром их радостей! Целых 24 часа абослютно бесплатно! Специальные туалеты! Эксклюзивные лифты! Повышенное внимание и сопереживание со стороны прохожих! Бесплатные листовки и стикеры! Мы даже заплатим за ваш кофе! Мы уверены – вы никогда больше не захотите вставать на ноги! Репортеры: - Пожалуйста, всего несколько слов для Национальных новостей: каково быть Привилегированным победителем? Вы когда-нибудь мечтали искупаться в лучах славы? Вот эта прекрасная девушка по имени Надя поможет вам справить малую нужду! Вам нравится Надя? Вы завидуете инвалидам? Вам не кажется, что благодаря своим привилегиям, они просто снобы? Акция заняла всего один день. Около ста водителей были пойманы и провозглашены победителями. Их фотографировали и снимали на телекамеры, а также дали возможность посмотреть на мир с уровня инвалидной коляски. Мы не были наивны. Никто из пойманных не использовал «уникальную возможность». Кто-то из них краснел. Кто-то запирался в машине, сидел тихо и притворялся невидимым. Несколько водителей начали вести себя весьма агрессивно. Вот поэтому-то полиция также участвовала в этой акции. Социальная кампания, инициированная организацией Aperions(инвалиды и их друзья), получила широчайшее освещение в СМИ. Кроме того, акция вызвала горячую дискуссию во всем обществе по той проблеме, которую в Латвии уже давно следовало обсудить. Уже после первой акции в Латвии появилось множество свободных мест парковок для инвалидов. До акции их свободных мест не было». Мы попросили Эрика прокомментировать ход событий, а также объяснить, почему некоторые сочли это мероприятие агрессивным: «Общество и у нас, и в России действительно суровое. Я вполне понимаю выступления рекламистов в защиту нарушителей. Ведь большие деньги реклама получает от темно-синих БМВ Х-5, припаркованных где попало, а не от людей в инвалидных колясках. Но, с другой стороны, тут таится и серьезная проблема рекламистов. Люди рекламы по своей сути должны прислушиваться к обществу и говорить с обществом как с равным - убедительно, интересно и достоверно. Именно с обществом, а не с лысым, борзым и богатым заказчиком. Даже если мы хотим ему потакать и льстить, то лучше всего это реализовать, делая его продукт любимым среди людей, а название фирмы - культовым. А не с улыбкой повторяя "как скажете, милейший, как скажете..." «Агрессивная по отношению к нарушителям реклама»! Это одна из интереснейших мыслей, которую я слышал за последнее время. Я видел инвалидов, которые были вынуждены провести ночь возле супермаркета в коляске потому что кто-то поставил свой джип так близко к его машине, что он в коляске не мог подъехать к дверце собственного автомобиля. Пока рекламист стоит только на стороне денежного кошелька, он не способен чувствовать и понимать общество, его законы, тенденции, желания и мечты. И соответственно - он не способен делать эффективную рекламу. Он способен только написать: "Выбери Лидера!!!", "Наслаждайся Вкусом", "Больше чем просто колбаса!!!", "Дешевле не будет!!!". Иногда ему не хватает слов и тогда он в порыве вдохновения изобретает новый термин, например - "Сверх-Эксклюзивная Колбаса". Будучи не в состоянии разговаривать с людьми на человеческом языке, он делает плохую и чисто формальную рекламу, и тем самым - вредит тому же кошельку, которому так низко кланяется. Если он не заинтересован в развитии общества, если он равнодушен к людям вообще - то как же он сможет их убедить, что покупая эту колбасу, все станет лучше? Полный вариант материала об акции в защиту прав инвалидов читайте в ближайшем номере журнала «Рекламные идеи». Обсудить тему на форуме рубрики "Брэнд - людям!" >>> |