Untitled Document
Много ли денег готовы инвестировать частные лица?
По утверждениям социологов, более 30% населения имеют сегодня сбережения. Причем
большинство предпочитает хранить деньги либо в виде срочного банковского вклада,
либо в наличной валюте.
Однако далеко не все владельцы сбережений готовы рассматривать возможность инвестирования
имеющихся у них средств в ценные бумаги — из $30 млрд, находящихся сегодня по
оценкам официальных источников «на руках» у населения, только 10% уже сегодня
может быть доверено инвестиционным институтам.
Как это ни странно, наиболее привлекательная с точки зрения проявления активности
на фондовом рынке группа населения — состоятельные, динамичные молодые люди
— вообще не намерены в ближайшее время инвестировать. В значительной степени
это обусловлено сложившимися у них стереотипами негативного восприятия фондового
рынка, что, в свою очередь, вызвано определенным дефицитом знаний об этой сфере
бизнеса.
По некоторым оценкам эта группа составляет до 4% всего населения, именно они
имеют наиболее высокие текущие доходы и именно у них сосредоточена половина
всех сбережений населения.
Для этих людей нет авторитетов. Они «сами с усами», они считают, что способны
самостоятельно, своими умелыми действиями без особых трудностей разбогатеть,
работая на фондовом рынке. Но пока они туда еще не пришли.
Активный состоятельный инвестор. Откуда он пришел?
Вместе с тем, сегодня на рынке ценных бумаг сложилась и группа активных состоятельных
частных инвесторов, которых смело можно назвать новым российским средним классом,
как с точки зрения экономических параметров, так и с точки зрения поведенческих
характеристик.
Очень важной отличительной чертой представителей этой группы является их грамотность,
просвещенность как инвесторов. Это люди, четко сформулировавшие для себя цели
инвестирования, владеющие информацией и индикаторами для принятия инвестиционных
решений, знающие в деталях механизм их реализации.
Они активны и состоятельны. Они пришли на фондовый рынок два-три года назад
с довольно скромными средствами, но сегодня оперируют на фондовом рынке суммами
свыше 50 млн. рублей. При этом, лишь 27% из них считают, что на рынке ценных
бумаг эффективно можно работать с суммами менее 100 млн. рублей. Все остальные
уверены, что для успешной деятельности в этой сфере нужны более значительные
суммы.
Эти люди сумели использовать уникальные условия, сложившиеся в 1995—96 годах
на российском фондовом рынке. Причем ситуация эта, скорее всего, больше уже
не повторится — ни с точки зрения уровня дохода и уровня ликвидности, ни с точки
зрения системы налогообложения.
Основную часть дохода, безусловно, нашим активным инвесторам принесли операции
с государственными ценными бумагами — надежными, доходными и высоколиквидными.
В этом нет ничего удивительного. В прошедшем году простейший вариант инвестиций,
например покупка на аукционе МКО сроком обращения девять месяцев, давал возможность
получить доход порядка 200% годовых, а проведение спекулятивных операций на
этом рынке могло принести и свыше 300% годовых.
Самое трудное, пожалуй, было просто принять решение и выбрать надежного партнера,
чтобы это решение реализовать быстро и четко. Причем надежность потенциальному
партнеру недостаточно просто продекларировать, ее надо доказать. Важнейшими
составляющими понятия «надежная инвестиционная компания» активные инвесторы
считают стаж работы на рынке (74% опрошенных), состав учредителей компании (63%),
данные балансовых отчетов (63%), при этом гораздо меньше ценят положительные
отзывы о компании в прессе (27%) и хорошие отношения с властями (20%).
Социально-демографическая характеристика
К числу активных состоятельных инвесторов относятся преимущественно люди «в
возрасте» — 59% из них старше 45 лет. Впрочем, молодые люди до 35 лет в этой
группе тоже присутствуют — их порядка 12%.
Что касается социального состава, то здесь преимущественно представлены руководители
высшего и среднего звена — около 46% (по данным фирмы «Гортис» к началу 1997
года в целом по Санкт-Петербургу эта цифра составляла — 6,4%), специалисты-техники
—18,9% (7,3%).
Образовательный уровень активных состоятельных инвесторов очень высок — 90%
имеют высшее образование (в целом по городу —38,6%).
Среди всех работающих представителей этой группы четверть является собственниками
или совладельцами фирмы, на которой работают.
Экономическое поведение
При том, что сумма инвестиций этой группы довольно велика, их потребительские
предпочтения и запросы довольно скромны. Лишь 52% из них имеют личный автомобиль
(причем 65% — отечественный), только 20% используют сотовый телефон и 10% имеют
кредитные карты. Услугами страховых компаний пользовались в том или ином аспекте
только 14% опрошенных. Этих людей нельзя назвать завсегдатаями ресторанов и
казино. Курят менее 30% из них, 20% совсем не пьют.
Довольно прохладно относятся к политике, а из политиков больше всего любят Гайдара
(17%) и Чубайса (16%).
Их некоторые оценки
и медиапредпочтения
Наиболее надежными банками считают Сбербанк России, Промышленно-строительный
банк Санкт-Петербурга, Промстройбанк России, Инкомбанк.
Регулярно читают газеты «Санкт-Петербургские Ведомости», «Деловой Петербург»,
«Коммерсант daily», журналы «Деньги» и «Эксперт», при этом 35% не читают регулярно
вообще никаких общеинформационных газет и 50% — никаких журналов.
Явное преимущество среди радиостанций отдают ГТС и программе «Маяк», среди телепрограмм
явно предпочитают НТВ (85%), ОРТ и РТР ( по 61%).
Предпочтения
и особенности поведения
Отношение к новому. Среди всех опрошенных 45% — умеренные новаторы и
28% — умеренные консерваторы, 67% явные оптимисты.
Принятие решений. Решения эти люди, в основном, принимают на основе анализа
информации (47% — «аналитики», то есть склонны к неторопливому принятию решений
после взвешенного анализа, 20% — «директора», которые принимают решения быстро
и самостоятельно, с учетом внешней информации. Но при этом 28% опрошенных склонны
все же принимать решение по схеме «как у соседа».
Азартность. Около 12% представителей этой группы азартны, а 50% умеренно
азартны.
Приятно отметить, что 71% из них — патриоты, считающие, что необходимо быть
хорошим членом общества, платить налоги, быть полезным обществу в целом.
Семья и работа. 42% представителей группы — «папаши», то есть умеренные
трудоголики, у них есть любимая работа, которая является важным и неотъемлемым
условием их существования, но не в ущерб семье.
Организованность. Около 47% представителей этой группы «бухгалтеры»,
то есть люди, которые не планируют жизнь очень строго, но все финансы у них
на учете, а 25% — «финансисты», жизнь которых строго распланирована, а финансы
всегда строго учтены.
Одна из главных задач инвестиционной компании — сохранение и расширение
лояльной группы клиентов. Но решение этой задачи практически неосуществимо,
если компания не ведет постоянную работу по изучение уже существующих клиентов.
Безусловно, не менее важны и клиентская оценка уровня результатов взаимодействия
с компанией, параметров услуг, детализация пожеланий по развитию деятельности.
Именно в ходе такой работы и попытались мы «нарисовать» портрет активного состоятельного
инвестора. Но это пока всего лишь портрет нашего любимого клиента. Такого положительного,
состоятельного, активного и что очень важно — стабильного. Клиента, предпочитающего
сегодня нашу компанию всем другим. Мы даже знаем, почему, и очень дорожим этими
ростками нашего среднего класса — основой стабильности любого государства.
Справка об авторе
Ирина Шарипова — кандидат экономических наук, начальник управления маркетинга
Балтийского Финансового Агентства (СПб.). Телефон (812) 329-8181,
E-mail: root@bfa.spb.su.м
|