Untitled Document
— Росселла, ваше главное впечатление о российской рекламе?
— Прежде всего бросается в глаза тот факт, что русские авторы удовлетворяются
непосредственной пропагандой товара вместо того, чтобы попытаться создать какую-то
интересную атмосферу (или сюжет с продолжением) вокруг рекламируемого объекта.
Именно поэтому я практически не видела русских роликов “с продолжением”, с историей,
с постоянными симпатичными героями. Очень много так называемых “топорных роликов”.
И если уж мы заговорили об этом, то следует отметить и необъяснимую сдержанность
в использовании технических средств: на экране почти не используется смешение
жанров, скажем, кино или видеосъемки и комиксов. Мало интересного монтажа. Возможно,
это происходит потому, что в вашей рекламе еще нет традиций?
— Традиций и в самом деле еще нет. А что, на ваш взгляд, в нашей рекламе
есть?
— Стереотипы. Причем в большом количестве. Если духи — то девушка с томным взглядом.
Если семья — то опять-таки в стереотипном изображении. К хозяйственным товарам
проявляют интерес только рекламные женщины. Продукты покупают они же. Можно
подумать, что мужчины не ходят в магазины, не прикасаются к мылу и питаются
только “сникерсами”. У нас, в Италии, есть немало прелестных сюжетов, которые
в развитии показывают взаимоотношения мужчин с теми или иными товарами. Скажем,
уже давно в нашей рекламе появился молодой муж. Впервые это случилось тогда,
когда Он, желая показать свои хозяйственные навыки, чисто-начисто перемыл невероятную
гору посуды (новым порошком, естественно!) и тут же все разбил. С тех пор рекламные
мужчины-итальянцы научились готовить спагетти, сервировать ужины и т.д.
Как ни печально, но еще одной характерной чертой русской рекламы является назойливость.
Я понимаю, что тут уже авторы не при чем. Однако у нас не принято так часто
прерывать художественные фильмы рекламными блоками. Мало того, недавно я столкнулась
еще и с рекламой на кассетах! Поверьте, реакция на это резко отрицательна абсолютно
у всех!
Мне бросилась в глаза и такая особенность: у вас в сюжетах почти нет секса;
причем ни как намека, ни как темы самой по себе. Исключение составляют несколько
плохих роликов, в их числе — тот, который снимали американцы (про жевательную
резинку). А ведь если говорить о сексе с юмором и не в лоб, то можно добиться
замечательного эффекта! Поверьте, Италия — страна католическая, нравы там строгие,
однако изящно поданная эротика в рекламе никого не шокирует. Но раз уж мы затронули
эту тему, то отмечу еще одну важную деталь: я проводила опрос русских женщин-потребителей,
и все они очень негативно реагировали на рекламу гигиенических прокладок. Видимо,
необходимо изменить подход к рассказу о таком деликатном товаре. Существуют
же на Западе очень интересные и никого не оскорбляющие ролики о презервативах!
А у вас ни о контрацептивах, ни о профилактике СПИДа в рекламе не говорится.
Я понимаю, везде свои нормы. Но если подойти творчески, то все задачи можно
решить успешно, тем более, что проблемы у людей одни и те же, вне зависимости
от гражданства.
— А что вы скажете о наружной рекламе?
— Она весьма разнообразна по формам, но очень часто примитивна по содержанию.
Скажем, реклама сигарет “Петр I” (и подобная ей): мы видим только фото товара
— и все. Иной раз на улицах появляется откровенно наивная реклама, словно сделанная
непрофессиональной рукой. Особенно это касается транспорта. Иногда вызывают
недоумение странный колорит, иногда — уровень исполнения, а чаще всего — негативные
ассоциации, о которых не подумали рекламисты. Скажем, какие чувства должно вызывать
заляпанное грязью изображение мороженого на боку троллейбуса? Зубная паста “Аква
фреш” — тоже вся в песке и пыли. С рекламой сиропа “Херши” у меня вообще вышел
казус: дело в том, что в годовщину гибели Джона Леннона в моей родной Флоренции
по улицам ездил специальный автобус темного цвета, и все желающие могли в него
зайти и, катаясь по городу, слушать музыку “Beatles”. Так вот, когда я впервые
увидела троллейбус с рекламой этого сиропа, то решила, что у вас тоже проводится
похожая траурная акция! Естественно, такие воспоминания — дело сугубо индивидуальное,
но все же необходимо помнить и о законах восприятия.
Но не будем делать поспешных выводов, ведь русская реклама еще не успела заявить
о себе всерьез...
Беседовала Маргарита Васильева
|