epica
Рекламные идеи Российский журнал о творческом брэндинге YES!

На сайте 
Подписка
Архив журнала
Архив рубрик сайта
Эксперт клуб
Своя реклама
О журнале / Контакт
Есть вопрос!
Интересные ссылки
English
Поиск статей 

и или
На сайте выложено
1813 статьи Rambler's Top100





Rambler's Top100

Авторское право в рекламе. Часть вторая

Вадим Усков

Untitled Document

В предыдущей статье серии “Ав-
торское право в рекламе” (“ЭС” №16 май 1996г.) мы рассмотрели самые общие вопросы данной проблематики. Так мы выяснили, что является объектами авторского права в рекламе, какие существуют виды авторских правомочий и какова общая модель взаимоотношений различных субъектов при использовании произведений авторского права в рекламе.
Полученные нами отклики свидетельствуют о неподдельном интересе к данной теме. За это огромное спасибо. Вместе с тем, Ваши вопросы и предложения заставили нас несколько изменить последовательность изложения намеченных тем. Так, вместо запланированного детализирования проблемы взаимоотношений между РекламоПРОИЗВОДИТЕЛЕМ и АВТОРОМ мы остановимся на том, а зачем заниматься решением вопросов авторского права в рекламе РекламоДАТЕЛЮ (далее — ЗАКАЗЧИК) и РекламоПРОИЗВОДИТЕЛЮ (далее — РЕКЛАМИСТ).
Целью настоящего материала является попытка доказать и тем, и другим, насколько важно и выгодно каждому из них профессиональное решение проблем авторского права в рекламе.

Зачем это Заказчику?
Будем исходить из того, что Заказчик поручил Рекламисту сотворить нечто, что находится в нашей таблице объектов авторского права (смотри предыдущий материал), например, радиоролик или листовку. Как это уже говорилось, на языке права это называется ПРОИЗВЕДЕНИЕМ авторского права. В подобной ситуации у Заказчика есть как минимум три причины для пристального внимания к данному вопросу.

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ —
гарантия оригинальности

Во-первых, Заказчик заинтересован получить гарантии оригинальности ПРОИЗВЕДЕНИЯ, а также его составных частей. Иными словами, гарантии отсутствия плагиата. Для иллюстрации — ситуация.
ПРИМЕР. Во время утверждения сценария радиоролика Заказчик высказал пожелание, чтобы его товар ассоциировался у слушателей с известной и очень веселой мелодией. На студии ответили — без проблем! Выбрать подходящую мелодию не составило большого труда, и радостные Заказчик (получил, что хотел) и Рекламист (заказ сдан и отработаны деньги) ударили по рукам. Позже, когда к Заказчику пришло письмо от адвоката известного композитора, автора той самой мелодии, Заказчик понял, что использованием данной мелодии без согласия Автора были грубо нарушили авторские права композитора. Не вдаваясь в подробности дальнейшего разбирательства между Рекламистом и Заказчиком о том, кто виноват, отметим, что композитор положенный ему гонорар, умноженный в несколько раз ввиду пикантности ситуации, получил.
Этот пример — модельный, однако поверьте, в реальности похожая ситуация уже была. Это случилось на одной из питерских радиостанций с музыкой Микаэла Таривердиева.
Данный пример показывает, насколько актуальна была бы гарантия производителя рекламы относительно оригинальности ПРОИЗВЕДЕНИЯ в целом и его составных частей, а также отсутствие претензий третьих лиц к Заказчику.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. В договоре с Рекламистом вставить раздел “АВТОРСКИЕ ПРАВА”, одним из пунктов которого будет распределение ответственности за нарушение авторских и смежных прав. По данному пункту Рекламист гарантирует авторство ПРОИЗВЕДЕНИЯ и обязуется самостоятельно и за свой счет отвечать по претензиям третьих лиц, связанных с авторскими и смежными правами.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ —
передача авторских прав

ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Согласно Закону Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” от 09.07.1993 года (далее — ЗоАП) существует определенная процедура передачи авторских прав. Так по ст.30 “имущественные права, указанные в ст.16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18—26 настоящего Закона”. Имущественные права по ст.16 читателям первой статьи данного цикла знакомы, а ст.18—26 посвящены случаям свободного использования ПРОИЗВЕДЕНИЙ. Более того, в ст. 31 сказано еще более категорично: “все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными”. Таким образом, заключение авторского договора — в интересах Заказчика. Иначе может сложиться парадоксальная ситуация, когда Заказчик, заплатив деньги и получив ПРОИЗВЕДЕНИЕ, не имеет прав на его использование.
ПРИМЕР. Один из банков Санкт-Петербурга заказал рекламному агентству разработать и напечатать пять тысяч цветных буклетов о себе, хорошем. Составленный юристами банка договор подряда был подписан и исполнен Рекламистами качественно и в срок. Когда буклеты кончились, банк решил допечатать буклеты, но не у “дорогих” Рекламистов, а напрямую в “хорошей” типографии. Банк считал, что заплатив Рекламистам по договору, он имеет право распоряжаться этим буклетом по своему усмотрению. Однако приглашенный Рекламистами специалист объяснил банкирам, что по заключенному с рекламным агентством договору банк не получил имущественных авторских прав на макет буклета. А тиражирование (воспроизведение) буклета — это действие, право на совершение которого и есть конкретное авторское правомочие. Согласно Закону, эти права должны были быть переданы особым образом. Банкиры признали свою ошибку, однако авторское вознаграждение рекламному агентству не компенсировали, а отказались от использования “пиратского” тиража, подарив его рекламному агентству. Что ж — это их право.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. Если Заказчик не желает столкнуться с подобной ситуацией, он должен побеспокоиться о передаче ему вместе с ПРОИЗВЕДЕНИЕМ авторских прав на его использование. Как уже было сказано, для этого необходимо заключить авторский договор или вставить раздел “АВТОРСКИЕ ПРАВА” в смешанный договор с Рекламистом. Про особенности передачи авторских прав, в частности об объеме, речь пойдет ниже.

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ —
гарантии эксклюзивности

ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА. “Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрено иное” (п.4 ст.30 ЗоАП).
“Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом” (п.3 ст.30 ЗоАП).
Эксклюзивность (от англ. exclusive — исключительный, единственный) является составляющей частью объема передаваемых авторских прав. И смеем заметить, весьма немаловажной. Таким образом, нужно не только подумать о факте передаче Вам имущественных авторских прав, но и об объеме этих прав. Иначе даже при формулировке типа “... Заказчику передаются имущественные авторские права на ПРОИЗВЕДЕНИЕ” Вы можете столкнуться с тем, что, создатель — он же правообладатель ПРОИЗВЕДЕНИЯ, вполне на законных основаниях (см. выше) сможет еще раз продать, например, Вашим конкурентам, авторские права на ПРОИЗВЕДЕНИЕ, или, что более вероятно, на его основные составляющие.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. В целях соблюдения конкурентных позиций Заказчику необходимо получение исключительных авторских прав. Не случайно Закон предусматривает два вида передачи авторских прав: “... на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав” (п.1 ст.30 ЗоАП).

Зачем это Рекламисту?
Полагаем, что думающий читатель-Рекламист уже сообразил, что удовлетворение Заказчика вышеуказанными благами само по себе может быть не последним фактором ценообразования услуг Рекламиста. И это правильно! Ведь в результате решения указанных вопросов улучшается качество работ (услуг) Рекламиста, а за это Вы вправе претендовать на увеличение Вашего вознаграждения. Однако подлинных высот в искусстве продажи ПРОИЗВЕДЕНИЙ можно достичь, используя технологию, аналогичную описанной ниже.
Суть этой технологии заключается в том, что ЦЕНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ САМИМ ЗАКАЗЧИКОМ в зависимости от объема переданных ему прав. Грубо говоря — берите столько, сколько сможете ... оплатить.
Образно весь объем авторских прав можно представить в виде девятиэтажного дома, где каждый этаж — определенный вид использования ПРОИЗВЕДЕНИЯ (рис.1)
У каждого из указанных видов использования (этажей) ПРОИЗВЕДЕНИЙ существует свой объем прав. Каждый из этих объемов отличается друг от друга по нескольким параметрам.
l Первый из них — это ТЕРРИТОРИЯ, на которой будет использоваться ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Можно разрешить использование ПРОИЗВЕДЕНИЯ на территории города, региона, страны или планеты.
l Второй составляющей объема авторских прав на каждый вид использования является ВРЕМЯ. Можно разрешить пользоваться ПРОИЗВЕДЕНИЕМ день, месяц, год или весь срок действия авторских прав (50 лет).
l Третьей категорией, от которой зависит объем передаваемых прав, является ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ, или как более точно, исключительность конкретного правомочия. Иными словами, являетесь ли Вы единственным хозяином данных прав на оговоренной территории в течение оговоренного периода времени или нет. Как Вы уже догадались, возможно всего два варианта — исключительный или неисключительный объем прав.
Разумеется, что нижней, т.е. стартовой ценой при обсуждении суммы вознаграждения Рекламиста является себестоимость создания ПРОИЗВЕДЕНИЯ с очень незначительной агентской надбавкой. Стартовый объем авторских прав определяется Рекламистом, исходя из специфики конкретного ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Дальнейшее увеличение объема прав, как конкретного вида использования (площадь этажа), так и количество правомочий (количество этажей), означает соразмерное увеличение цены.
ПРИМЕР. По словам Игоря Викентьева, заместителя генерального директора по науке системы консалтинговых фирм “ТРИЗ-ШАНС”, один из его Заказчиков самостоятельно увеличил стоимость вознаграждения консультантов в четыре (!) раза при увеличении объема переданных авторских прав.
При этом было бы неверным полагать, что это — очередной прием для обмана Заказчика. Во-первых, потому, что это не выдумки хитрых Рекламистов, а реалии действующего законодательства России. Т.е. все это — требования Закона. А во-вторых, использование этого механизма выгодно не только Рекламистам. Ведь в результате решения всех вопросов авторского права при создании и использовании ПРОИЗВЕДЕНИЙ коммерческого искусства, т.е. рекламы, Заказчик получает совершенно иное, гораздо более высокое качество товара.

P.S. Рассказанное в настоящей статье — лишь надводная часть айсберга использования авторских прав в рекламе. В следующем материале мы надеемся осветить проблему возникновения авторских прав у рекламного агентства. Речь пойдет о грамотном регулировании взаимоотношений АВТОРА и РекламоПРОИЗВОДИТЕЛЯ.


Рекламные Идеи
All rights reserved. Перепечатка материалов сервера без письменного согласия редакции запрещена.
Development and Support by Segmenta media