Мурзик – это брэнд
Сентябрь 2002
Сегодня я не буду говорить о пафосных творениях отделов маркетинга. Я расскажу о том, что рождает сама жизнь. Жизнь рождает такие брэнды, как будто над ними трудились маги из лучших консалтинговых контор. Ан нет – идеальный брэнд растит хирург из Москвы! Этот некоммерческий проект с точки зрения профессионализма даст фору любому коммерческому предприятию. | |
Мурзики из МурландииЕго брэнд называется «Мурландия». Это такая специальная страна, граждане которой помогают воспитанникам детских домов России. Физически граждане Мурландии тоже находятся в России, но душой они в Мурландии. Физическое проживание в России обязывает мурзиков (так называются жители Мурландии) работать (они – представители среднего класса и выше), воспитывать своих детей, исполнять обязанности в семье и т.д. Но, похоже, они очень любят свое мурзиковское дело – потому что каждый уик-енд, вместо того чтобы ехать на грядки или в боулинг, эти представитель среднего класса уезжают в какой-нибудь отдаленный детдом и отвозят туда собранные вещи, игрушки, краски и т.п. При этом они не снобы! Как гласит www.murzik.ru >>> (официальный сайт страны), «участие в поездках не делает человека автоматически хорошим, как и наоборот, отказ от этой деятельности не делает человека плохим». Это все придумал Герман, 35-летний хирург из Москвы. Его движение началось с коробки детской обуви, которую он отвез пять лет назад под новый год в самый разнесчастный детдом Рыбинска. Теперь благодаря четкому видению целей и востребованности такого дела в обществе, Герман приобрел почти сто участников движения, а 670 брошенных детей периодически (и это выажно) получают внимание взрослых. Может, так дети узнают, что на свете встречаются тепло и забота. Пять кругов мурзикаНо в сторону сентиментальность, мы же с вами профессионалы от маркетинга. Поэтому под лупой системы «Пять кругов индивидуальности брэнда» (М. Васильева, «Рекламные Идеи» №1/2002) рассмотрим «Мурландию» как брэнд. Напоминаю пять уровней: вера, миссия и слоган, внешние черты, лексика и поведение, стиль рекламы. Сильный брэнд соблюдает общие принципы на каждом уровне индивидуальности. Например, на уровне веры «Мурландия» работает четко. Помните, в №4/2001 мы опубликовали статью "Люди ищут веру, и брэнды помогают в этом" >>> об исследовании Young&Rubicam? Кстати, этот материал стал самой читаемой статьей сайта. Там сказано, в частности, что самую мощную мотивацию по отношению к брэнду люди испытывают тогда, когда он предоставляет право сопереживать с продуктом или услугой духовно, иррационально, а не из практических соображений. Герман дает людям (и участникам движения, и детям) очень мощный стимул – ни много ни мало, смысл жизни. Потому что мурзики имеют возможность творить добро, при этом повышается их самооценка. Заметьте, хирург с хирургической, пардон, точностью попал в ЦА. Разве среднему классу в его бесконечной гонке за материальными благами дают прочувствовать, что он делает нечто безусловно Настоящее? А катарсис, переживаемый после каждого участия в Деле, восполняет этот пробел. Итак, у этого брэнда мощная вера. Миссия «Мурландии» также читается предельно ясно: помощь детским домам. У миссии есть нюансы, которые только усиливают ее сущность: помогать именно провинциальным детдомам, потому что там дела совсем плохи; помогать вещами, имеющими практическое применение, а не показательную сущность подарочка и т.д. Например, в рубрике «часто задаваемые вопросы» Герман отвечает – книги сдавайте только такие, которые бы вы хотели подарить своим детям, а не потрепанные. То есть миссия соблюдается в каждом самом маленьком движении. Слоган «Мурландии» - «мурзики помогают детям». Возможно, слоган следует обвинить в неспецифичности. Каким именно детям? Кто такие мурзики – сразу и не поймешь. Пляшем дальше – внешние черты брэнда обычно находят выражение в упаковке, логотипе и т.д. В данном случае лучше заглянуть на сайт www.murzik.ru >>>и убедиться, что визуальное выражение каждого раздела также дышит любовью к детям. Подчеркнут и дух командности. Первое, что нас встречает на сайте, это толпа бодрых мурзиков. А на самом читаемом месте – как известно, это правый верхний угол полосы – видим клики «хочу в команду» и «хочу помочь». На уровне лексики и поведения брэнд также не изменяет себе. Общая характеристика всего поведения – четкость. Как вы понимаете, у Мурландии нет своего PR-отдела. Однако когда я задала несколько вопросов (как частное лицо, не как журналист) мне в течение суток ответил главный мурзик! Замечу, что мощные PR-отделы мега-брэндов так оперативно НИКОГДА не работают – во всяком случае, в нашей стране. Но апогей работы над брэндом выражен на уровне стиля рекламы. Например, мурзики продвигают свое дело в массы посредством акции «День рождения» ( подробно описана здесь >>>). Вы можете выслать в Мурландию дату вашего рождения, а в ответ вам придут координаты и данные детдомовского ребенка, родившегося в один день вместе с вами. Вы перед своим днем рождение посылаете ребенку подарок. Ведь так здорово знать, что в твой праздник хорошо кому-то еще! Напоследок напомню, что хороший брэнд всегда смотрит в будущее. Так вот, в Петербурге и Ленинградской области вскоре появятся послы Мурландии. К сожалению, у мурзиков еще много дел, потому что по всей России 900 000 детей, для которых детский дом стал единственным домом. Так что этому брэнду предстоит долгая жизнь. |