Работает / не работает?
Закрывайте окна и двери, идет черная перчатка!20.09.05
Когда Э. Успенский выпустил книжку «Жуткие детские страшилки», для многих это стало откровением. Люди склонны забывать то, чем они занимались в детстве. Особенно, если официальная культура настойчиво выпалывает сорняки в подвластном ей пространстве. Поговорим же о бессмертном – то есть о черном юморе!
В этом месте я бы мог привести десятки западных примеров эффективной рекламы, построенной на черном юморе. Но приведу только один. Мне очень нравится реклама кинотеатров Cinemax. И не только мне – нравится всем, кому ни покажу!
Первая рекламная кампания Cinemax шла под девизом: «28,4% смертельных несчастных случаев случается дома. Может быть, вы выйдете оттуда?»
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Действительно, «28,4% смертельных несчастных случаев случается дома»...
Были еще и телевизионные ролики:
Эта реклама, сделанная гамбургским агентством Jung von Matt/Alster получила множество призов – в частности, она победила в 1999 году на Epica Awards. Реклама призывала людей оторвать задницу от дивана и пойти в кино. Кампания была успешна – поэтому через год появилась вот эта серия: «Не во всех темных местах показывают великое кино».
![]() ![]() ![]() ![]() «Не во всех темных местах показывают великое кино»!
Тут вспоминается питерский поэт Олег Григорьев: «Шел я между пилорам, дальше шел я пополам»!
Кстати о Григорьеве. Все знают, что одно-единственное его произведение в 80-е годы вызвало целую волну «садистских стишков». Вот оно:
Я спросил электрика Петрова:
– Для чего ты намотал на шею провод?
Ничего Петров не отвечает,
висит и только ботами качает.
А это только два из сотен народных вариантов, развивающих григорьевскую тему:
Девочка в поле нашла ананас.
Им оказался фашистский фугас.
Ножик достала, хотела поесть...
Ножки нашли километров за шесть.
Маленький мальчик рыбку удил,
Сзади подкрался к нему крокодил.
Долго страдал крокодил-старичок:
В попе застрял пионерский значок.
Любимые герои страшилок: «маленький мальчик» (или «маленькая девочка»), «папа», «дедушка», "дети в подвале". Все вполне архетипично! Забавно, что волна подражаний еще не закончилась – вот относительно недавнее:
Дети в подвале играли в попсу.
Зверски расстреляна тетя Алсу.
Продвинутые рекламисты уже понимают, что пародии на бренды и рекламу – это признание. Потому что подключился народ, заработала «горизонтальная реклама». И не стоит переживать, что ваш любимый продукт вдруг предстает в зловещем свете: да есть у людей чувство юмора, есть! Если товар хороший, даже самая жестокая пародия не оттолкнет от товара – наоборот, создаст желанную близость с ним.
Мне нравятся вот эти пародии: на молоко «Домик в деревне» и довольно старую рекламу подгузников Libero:
Компания "Вимм Биль Данн" освоило производство водки. Выходит она под маркой "Гробик в деревне".
Сидит посреди улицы маленький мальчик в памперсе и громко плачет. Народ его обступил – в чем, дескать, дело?
– Я утром просыпаюсь, пью и писяю. Потом играю. Потом опять пью и писяю. Потом сплю. И снова пью и писяю...
– Так чего же ты плачешь?
– Очень хочется какать!!!
Заглянем в историю вопроса: черный юмор был популярен всегда. Знаете ли вы подлинный народный текст всем известной колыбельной про «баюшки баю»?
Баю-баюшки баю,
Не ложися на краю –
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
И утащит во лесок.
Закопает во песок.
Только ноженки торчат,
Волки зубочки точат.
Сверху солнце печет,
С (подставьте имя своего ребенка) сало течет!
Люди едут, да глядят,
хлеб макают, да едят.
Вот так, ни больше, не меньше! А наши телеканалы предпочитают не транслировать рекламу, построенную на черном юморе. Боятся! До сих пор боятся, хотя «Тараканище» Корнея Чуковского уже стало классикой. Правда, немало пришлось натерпеться гениальному поэту – и ругали, и запрещали…
Чиновники всегда запрещают – потому что боятся своего народа, да и не знают его. Странненький выпуск рубрики получился? Но реклама и не должна быть обыденной.
Вот вам для финала еще одна колыбельная:
А баю-баю-баю,
Не ложися на краю, А то с краю упадешь И головку разобьешь. |