Что такое творчество в бизнесе?
Илья Мирский, редактор рубрики "Диалог с Большими", зам. редактора журнала "Рекламные Идеи". Август 2003 | |
Креативный директор должен быть не только человеком творческим, но еще иметь неплохое чутье в бизнесе. В общем, уметь совмещать в себе приятное с полезным. А что есть творчество в бизнесе? - спросили мы гостей нашей рубрики – креативных директоров рекламных агентств. Как к вам приходят идеи? Что здесь играет главную роль: расчет или интуиция, логика или воображение? |
Сергей Гайдай, директор по стратегическому планированию «Бюро Маркетинговых Технологий» (Киев): | |
Творчество, по-моему, необходимо в любой деятельности, а уж тем более в бизнесе. Если мы, конечно, говорим о настоящем творчестве, а не о псевдотворчестве (когда рекламист творит от фонаря, перебирая случайные варианты, приходящие в голову по критерию «нравится - не нравится»). Мы живем в мире, где каждого из нас окружают сотни, тысячи проблем. И с течением времени количество проблем, требующих решения, только увеличивается. Я определяю творчество, как умение переводить проблемы в задачи, а также способность эти задачи эффективно решать. Как маленькие (тактические) задачи, так и большие (стратегические). Этим умением в бизнесе, маркетинге и рекламе должен обладать любой, кто хочет считать себя профессионалом. Как приходят идеи? Это процесс сложный, и но если попытаться его описать, получится достаточно банальная схема. Есть три этапа: Первый - инсталлирование или наполнение. Напитываешься информацией о проблеме. Стараешься понять, узнать, увидеть, изучить как можно больше. В рекламе - влезть в шкуру покупателя, стать продавцом. Увидеть все как изнутри, так и со стороны. При этом важно умение отбросить все, что мешает, что не нужно. Отключиться от «шума», который часто окружает любую проблему. Второй этап - превращение проблемы в задачу или цепочку задач. Здесь начинаешь подыскивать возможные решения (поиск идей). Сначала «вымываются» все банальные решения, Весь тот хлам, который носишь в голове: одноходовки, стереотипы, компромиссные варианты, и т.п. Затем, когда этот поток исчерпывается, приходят идеи второго уровня, в них уже есть что-то, что можно принять как искомое, но до конца они еще не устраивают. А затем после долгого прокручивания идей второго уровня в голове, как бы прорываешься в "область сильных решений". Появляется видение всего сразу, из разрозненных элементов складывается стройная картинка, и четко понимаешь, каким способом может быть решена задача. Третий этап требует времени на то, чтобы идея отлежалась. А затем была снова подвергнута анализу и выдержала это испытание. После этого можно продавать ее клиенту. Условно Для себя вышеперечисленные качества я распределяю так: Расчет - 80%, Интуиция -10%, умения смотреть по сторонам -10% Хотя, повторюсь, все это очень условно. |
Георгий Минаев, креативный директор РА «Иллан» (Санкт-Петербург): | |
Человеку пришла в голову ИДЕЯ, как заработать денег, и он ПРЕДПРИНИМАЕТ шаги к ее реализации. Вот вам и творчество. Идея - плод элементарного творчества. Предприниматель - "творец". Даже если он просто решил купить и перепродать вагон повидла. Чем оригинальнее идея, тем больше в ней творчества. Чем больше творчества, тем больше риска. Но, кто не рискует, тот... в общем, все понятно. Идеи сами по себе не приходят, их конструируют исходя из поставленной задачи. Тут, наверно, нужны творческие способности и все перечисленные вами качества. |
Александр Шевелевич, креативный директор РА «Крынь» (Минск): | |
Творчество в бизнесе для меня, человека, чей бизнес состоит в творчестве,
означает очень многое, если не все. Но и в любом бизнесе творчество
является главным залогом успеха. Ведь новые идеи нужны и для
производства, и для торговли, и для услуг. Я уверен, что даже
бухгалтер имеет возможность в своем узком поле деятельности
придумывать что-то новое, совершенствующее деятельность бухгалтерии. А
любая новая и интересная идея - это и есть творчество. Результат творчества зависит от разных факторов. Важность какого-либо из них в каждом случае меняется: бывает преобладает интуиция, бывает расчет. Но умение наблюдать и оценивать - наиболее важно в любом случае. Ведь уже давно известно, что идеи витают в воздухе вокруг нас. |
Эрик Стендзениекс, креативный директор РА ZOOM! (Рига): | |
Я думаю, что творчество в бизнесе – это то, когда мы держим открытыми не только книги по маркетингу, но еще глаза и уши. Общество и условия игры вокруг нас постоянно меняются и творчество - тот инструмент, что корректирует наши решения и поступки в соответствии с этим миром. Мы импровизируем на тему зарабатывания денег, привносим в него свое чувство юмора и, таким образом, стараемся делать это весьма скучное дело интересным и красочным. Что касается меня - если уж я все равно провожу половину своей жизни за работой, то лучше, если это - забавная половина. Конечно, без нее можно обойтись. Но можно обойтись и без перца и соли, без шампанского, любви и чувства юмора. Откуда и как приходят идеи? Я могу рассказать. 1. Источник. Они приходят из всего, что со мной когда-нибудь в жизни случилось. От каждой прогулки возле моря. От папиного ремня за порезанный галстук. От каждой прочтенной книги. От каждого человека, которого в жизни встретил. От советской армии и удара током от цветомузыки на дискотеке (было такое). Это все мои учителя. 2. Механизм Может быть это шизофрения в легкой форме. У меня в голове как минимум 2 парня. Один с умным лицом предлагает идеи, а другой, выражение лица которого я бы описал как "гробовое", доводит до первого, почему это вся - полная лабуда и глупости. Он работает в отделе ОТК моей головы. Слабые, средние и "более- менее хорошие" идеи - погибают. Оставшиеся идут погибать к клиенту (шутка). 3. Страховка Страх перед дедлайном. Работает безотказно. Что касается определяющих качеств, то расчету, например, необходимо научиться в школе. Это только основа, на которую опирается бизнес. Бизнесмен - как режиссер. Он должен знать основы драматургии, но дальше идет сам! В рекламе часто основы воспринимаются как окончательная вершина знаний. Такая точка зрения приводит к тому, что зубную пасту рекламируют только через белоснежную улыбку, а колготки - только через длинные ноги. Что, конечно, есть стыд и позор для всей индустрии… Обсудить тему на форуме рубрики "Диалог с Большими" >>> Если у Вас есть идеи новых тем для рубрики «Диалог с Большими» напишите мне: mail@paprika.ru Илье Мирскому. |