Самвел Аветисян, управляющий партнёр маркетинговой компании «Архидея»: – Тот, кто это сказал, – идиот. Я бы его уволил и не платил бы зарплату. Идиотское выражение, в корне неверное. Потому что, во-первых, кризиса сейчас нет. Кризис начался в 2004 году, когда всё росло на нефтяных дрожжах. А то, что сейчас происходит, аналогично тому, как организм борется с болезнью. Идёт выздоровление от кризиса. А мы в болезни, в кризисе, все двухтысячные годы. Если мы температурим, значит, ещё не безнадёжны. И креатив как раз будет признаком того, что мы ещё не совсем умерли.
Андрей Амлинский, генеральный директор агентства Amlinsky: – Я считаю, что это чушь полная. Если у общества нет денег и нет торговли, то тогда не нужна и реклама, конечно. Крах рынков и, соответственно, крах рекламы – ни спроса, ни предложения, ни креатива. Ведь что такое креатив? У нас неправильно его понимают, для многих креатив – это нечто необязательное, синоним «забавно, красиво, прикольно». А креатив – это и есть правильно найденное решение, ход, инсайт, точное послание от бренда. Понятно, что есть снижение продаж. Но есть ведь ещё и лояльность! Жизнь не кончается, и через пять лет на рынок будет войти невозможно, если уйти сейчас! Посмотрите на всех мировых грандов – они будут рекламироваться до последнего. Что бы ни случилось, хоть конец света! Последняя лампочка погаснет на рекламном щите Coca-Cola. Сейчас произошло другое – что из-за всегдашнего плохого креатива произошла вообще девальвация креативной деятельности – непонятно, сколько это стоит и нужно ли это. Но те, кто реально умеет это делать, они должны этим заниматься, что бы то ни было, потому что это реально двигает рынки вперёд.
Маргарита Васильева, генеральный директор агентства "Паприка брендинг": – Только сейчас креатив и работает! Как известно, отсутствие денег обостряет мозг конструктора. Замените одно «к» на другое «к» – копирайтера. Та же «Лента» в своём желании делать прагматичную рекламу дошла до абсолютного и полного абсурда: они вешают на биллборды просто ценники непонятно на какой продукт и непонятно какого размера. То есть, охренительных размеров цифра «59,9» и мелкими буковками где-то внизу написано, что и где. Если знать заранее содержание рекламы, и если хорошее освещение и нету снега, то можно понять, что это всё-таки «Лента». Это абсолютно не побуждает ехать к ним! А вот мы сделали пятнадцатисекундники на радио для компании «ГрандМед», в жанре аудиокниги «Великие эгоисты»: «Мадам Помпадур к весне удивительно похорошела, и пеньюар больше не скрывал её роскошной груди. Скидки к весне на увеличение груди». Ролики крутились лишь февраль. У них по ботоксу абсолютный аншлаг! Под 8 марта у них были заняты все три операционные, они не могли толком праздновать! А ведь у них конкретно дорогие услуги. То есть, креатив в кризис работает!
Роман Фирайнер, креативный директор агентства Instinct: – Наоборот, в кризис работают самые креативные и самые эффективные решения. Я хочу посмотреть на тех, кто сделает такие же вещи рядом с ними и сделает это интереснее. Наоборот, в кризис не работают бомбардировки, а работают – во всём – эффективные и творческие решения. Ты уже не можешь тупо зарабатывать денежной массой, объёмами. А те, кто это говорят, – им надо как-то сохранить рабочие места, и вот они всех учат, как надо жить.
Константин Платонов, креативный директор агентства «Так или иначе»: – Всё зависит от продолжительности и глубины кризиса. Если это всерьёз и навсегда, и реклама будет падать катастрофическими темпами, то, возможно, и до этого дойдёт. Тогда, конечно, рекламные агентства будут на фиг не нужны, а нужны будут только маркетинговые службы самих предприятий. Но пока до этого не дошло. А на данный момент привлечь к себе внимание таким образом довольно сложно, потому что действительно многие пошли таким путём – и, начиная с декабря, мы наблюдаем, что вся реклама стала какая-то очень уж простая и одинаковая.
Вопрос задавала Ксения Букша |